Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский»
- Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
- Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
- Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?
- Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
- Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
- Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?
Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обыденности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.
«Замечательны… отношения с родными». И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.
Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.
В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей».
А родителям мальчика, когда тот привел его в дом, подтвердил, что мальчик одолеет чтение и будет хорошо понимать Священное Писание, и затем добавил: «Отрок будет некогда обителью Пресв. Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей». Так и случилось.
Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.
Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше построить по плану.
Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания».
«Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова» и основали Троицкий монастырь. Затем «Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».«Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом».
«Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…» «После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви». Материал с сайта //iEssay.ru
На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написано в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца саном пресвитера». Очевидно, старец его понял:
- Чего тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом встал старец на молитву».
Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писателю для создания образа героя, его отличает более свободная композиция. Канонический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.