Тема войны в творчестве К. Д. Воробьева
Константин Дмитриевич Воробьев (1919-1975) в октябре 1941 г. в составе роты кремлевских курсантов попал на фронт.
В декабре под Клином Воробьев оказался в плену, дважды бежал. В 1943 г., находясь в шяуляйском подполье, за тридцать дней он написал повесть о пережитом в плену. «Повесть эта, как писал другой фронтовик В. Кондратьев, не только явление литературы, она — явление силы человеческого духа, потому как … писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена…». В 1946 г. рукопись повести была отправлена в «Новый мир», но не опубликована. У самого писателя полного экземпляра повести не сохранилось. Уже после смерти Воробьева в 1985г. рукопись обнаружилась в архиве журнала и была напечатана под названием «Это мы, Господи!..»
В начале 60-х г. К. Воробьев написал две небольшие повести о войне: «Убиты под Москвой» (1961) и «Крик» (1962). В основу обеих повестей легли личные воспоминания автора во время боев под Москвой. Одни увидели в повестях Воробьева правдивость в изображении военных событий, другие — «искажение правды о войне». «Что это такое?! — вопрошал автора «Убиты под Москвой» один из критиков. — Мрачный реестр страданий, ужасов и смертельно изуродованные тела, оторванные руки, искалеченные жизни». На самом деле повесть «Убиты под Москвой» очень эмоциональна. В ней сочетается, с одной стороны, реалистичность и, с другой стороны, глубокое осмысление событий, анализ поступков героев с высоты прожитых автором лет. По форме это короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. В произведении Воробьева поднимаются извечные проблемы: о героизме, воинском долге и гуманизме задумывается курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: «Судьба каждого курсанта… вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины - смертью или победой». В судьбе одного курсанта сконцентрирована судьба всей России. Материал с сайта //iEssay.ru
В своей повести автор говорит, что погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезно-противно самой природе человеческой. Протест против этого звучит в потрясающей сцепе, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.
В «послеоттепельное» время традицию фронтовой лирической повести продолжили Б. Васильев («А зори здесь тихие…») и 15. Кондратьев («Сашка», «Селижаровский тракт»).