В 1941 г. пожар Второй мировой войны перекинулся на территорию СССР. 22 июня гитлеровские войска атаковали западные границы Советского Союза. Так нача
Тема: Твардовский Александр Трифонович

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971). Биография

В 1941 г. пожар Второй мировой войны перекинулся на территорию СССР. 22 июня гитлеровские войска атаковали западные границы Советского Союза. Так началась четырехлетняя кровавая битва, во­шедшая в историю СССР под названием Великая Отечественная война. В течение этого времени советские войска принимали на себя самые тяже­лые удары немецких завоевателей — и тогда, когда под их натиском отступали в глубь страны, и тогда, когда пядь за пядью отвоевывали родную землю у врага, и тогда, когда прокладывали путь к Берлину. С первых дней войны на борьбу с врагами встало мирное население. Женщины, старики и дети вступали в партизанские отряды, работали на военных заво­дах, выращивали хлеб и шили одежду для солдат. Непосредственное участие в войне принимали и советские литераторы. Около тысячи писателей и поэтов пошли на фронт военными корреспондентами и простыми солдатами. Половина из них была отмечена военными наградами, четыреста человек погибло. Их про­изведения, пронизанные чувством ненависти к захватчикам и веры в будущий разгром врага, укрепляли боевой дух воинов, проливавших кровь за родину, и поддерживали моральные силы мирных жителей, работав­ших на победу в тылу. К числу литераторов, познавших вкус солдатской жизни, принадлежал и А. Т. Твардовский.

Поэт родился 21 июня 1910 г. на Смоленщине. Он был одним из семерых детей кузнеца, сумевшего благодаря напряженному многолетнему труду заработать на небольшой участок земли. На землю эту Твардовский-старший разве что не молился и чувство святой любви к ней передал своим детям.

Склонность к стихотворчеству Александр проявил довольно рано. Ро­дителями она, впрочем, была воспринята скорее с тревогой, чем с гордо­стью. «Отцу моему, — рассказывал в автобиографии поэт, — человеку очень честолюбивому, это было приятно, но из книг он знал, что писательство не обещает большой выгоды, что встречаются писатели и не знаменитые, которые бедствуют, живут на чердаках и голодают. Мать, наблюдая за моей склонностью к такому необычному занятию, по-своему предчувствовала в ней какую-то печальную определенность моей судьбы и жалела меня».

В условиях деревенской жизни начала XX в. юный поэт не имел воз­можности получить основательное образование и развить свои творчес­кие способности. Однако он упорно держался литературной стези и даже предпринимал попытки напечататься. В четырнадцатилетнем возрасте Александр опубликовал в смоленских газетах свои первые короткие за­метки, а спустя год — напечатал собственное стихотворение. Эти малень­кие успехи вдохновили юношу перебраться в Смоленск, где, вопреки своим ожиданиям, он не смог устроиться не только на учебу, но и на ра­боту, а потому был вынужден перебиваться мизерными литературными заработками. Позже такая же ситуация сложилась в Москве, куда Александр явился после того, как авторитетный литературный журнал «Октябрь» опубликовал несколько его стихотворений. В столице начинающий поэт по-прежнему чувствовал себя оторванным от культурной среды, посколь­ку приобщиться к ней по-настоящему не мог в силу своей малообразован­ности. Позже Твардовский отмечал: «В моем литературном развитии са­мым трудным и для многих моих ровесников самым губительным было то, что мы, втягиваясь в литературное творчество, выступая в периодике и даже превращаясь уже в "профессиональных" литераторов, оставались людьми без какой-либо серьезной общей культуры, без образования. По­верхностная начитанность, беглая осведомленность на предмет "маленьких секретов" ремесла питала в нас опасные иллюзии». Осознав острую необ­ходимость учиться, Твардовский в 1930 г. вернулся в Смоленск, где посту­пил в Педагогический институт. Завершал он образование в столице, в Московском институте истории, философии и литературы.

В студенческие годы поэт работал корреспондентом. Репортерский опыт научил его держать руку на пульсе общественной жизни, откликаться пером, в том числе и поэтическим, на важные события в жизни на­рода и государства. Первым его значительным произведением стала поэ­ма «Страна Муравия», посвященная теме «крестьянина и колхоза». Сам Твардовский считал ее точкой отсчета своего зрелого творчества. За поэти­ческое мастерство автор был отмечен премией, что сразу возвело его в ранг известных всей стране литераторов. Однако за фасадом официального и народного признания скрывалась личная трагедия поэта: в ходе насиль­ственной коллективизации его родители, сестры и братья были сосланы на Северный Урал.

В течение 1939—1945 гг. тематика творчества Твардовского определя­лась его пребыванием в армии. Особенно важное значение для поэта имел опыт работы военным журналистом в годы Великой Отечественной войны. Война и солдат, который нес на своих плечах все тяготы военной жизни, стали осью его лирики этого времени. Главным достижением твор­чества Твардовского военного периода признана поэма «Василий Теркин», снискавшая всенародную любовь. Впрочем, и после победы над гитлеров­ской Германией поэт продолжал писать на военную тему, считая своим творческим и человеческим долгом напоминать живым о погибших. Материал с сайта //iEssay.ru

В 1950 г. А. Т. Твардовский возглавил журнал «Новый мир». В качест­ве главного направления издания он избрал политику поддержки про­цессов демократизации советского общества, начавшихся после смерти Сталина (1953). Однако слишком смелые шаги поэта, явно опережавшие свое время, раздражали партийных чиновников, привыкших жить и управлять страной по законам сталинской диктатуры, поэтому в 1954 г. он вынужден был уйти с поста главного редактора журнала. Через четыре года Твардовский вернулся, и под его руководством «Новый мир» пре­вратился в форпост политического свободомыслия и неказенной литера­турной жизни. Здесь печатались талантливейшие авторы, открывались новые, впоследствии громкие имена, пробивалось сквозь идеологические заслоны слово правды о недавних преступлениях сталинского режима.

Период расцвета «Нового мира», длившийся с конца 50-х до конца 60-х годов, был чрезвычайно продуктивен и для поэтического творчества Твар­довского. За это время он создал поэмы «За далью — даль» (1960), «Теркин на том свете» (1963), поэтический сборник «Из лирики этих лет» (1967). Особую веху позднего творчества писателя отметила собой поэма «По праву памяти», освещавшая народные страдания в эпоху сталинизма. На фоне реакционных тенденций, набиравших силу после прихода к власти Брежнева, о публикации этой поэмы не могло быть и речи. Она увидела светлишь через пятнадцать лет после смерти автора, во времена так назы­ваемой «перестройки».

Последние годы жизни Твардовского были отравлены борьбой за со­хранение демократического духа издания, который противоречил прово­димой брежневской верхушкой политике «закручивания гаек». Помимо постоянных столкновений с чиновниками, поэту приходилось выдер­живать натиск коллег, по заказу партийного руководства атаковавших его несправедливыми упреками и обвинениями. Организованная травля подорвала душевные и физические силы поэта. 18 декабря 1971 г. А. Т. Твар­довский умер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Твардовский Александр Трифонович Александр Трифонович Твардовский