«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века.
Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Ее содержание и форма близки к народным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и героических сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор показывает ее от начала до конца.
За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».
Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Некоторые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов прошлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:
…И девчонки на вечеркеПозабыли б всех ребят,Только слушали б девчонки,Как ремни на мне скрипят.В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описанием страшного боя:
Страшный бой идет кровавый,Смертный бой не ради славы -Ради жизни на земле.Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.
Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.
Используя бытовые детали, автор раскрывает сложные понятия:
Потерять кисет с махоркой,Если некому пошить -Я не спорю — тоже горько,Тяжело, но можно жить,Пережить беду-проруху,В кулаке держать табак.Но Россию, мать-старуху,Нам терять нельзя никак.Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта //iEssay.ru Бойцы с нежностью вспоминают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвращения.
Автор сетует на то, что Теркина на войну никто не провожал, но надеется на то, что его полюбит какая-нибудь девушка.
К своему герою автор относится с любовью. В стихотворной форме выражается уверенность, что благодаря мужеству, силе и отважности таких солдат, как Василий Теркин, победа будет на нашей стороне.
Подводя итоги, автор ярко и понятно обозначает свою цель:
Я мечтал о сущем чуде:Чтоб от выдумки моейНа войне живущим людямБыло, может быть, теплей.План
- Монолог героя поэмы.
- Переправа.
- Раненый Теркин попадает в медсанбат.
- Рассуждение героя о возвращении домой.
- Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
- Бой Теркина с немцем.
- Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
- Бой.
- Мечты героя об отдыхе.
- Взвод переходит в наступление.
- Разговор со смертью.
- Встреча со стариком и старухой.
- Дорога на Берлин.
- Прощание с героем произведения.