Обычно, рассуждая о системе образов в романе 'Отцы и дети', говорят преимущественно о столкновении разночинца с либеральными дворянам
Тема: Отцы и дети

Чтоб не «распалась связь времен» (о романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева)

Обычно, рассуждая о системе об­разов в романе «Отцы и дети», говорят преимущественно о столк­новении разночинца с либеральными дворянами. Есть ли такой конфликт в романе? Да, есть. Но не стоит им ограничиваться, потому что Тургенев очень тон­ко, ненавязчиво подталкивает нас к восприятию конфликта на другом, внесоциальном, общечелове­ческом уровне.

Вспомните многозначительный разговор братьев Кирсановых о молодежи, о наследниках. Николай Петрович вспоминает, как однажды он поссорился со своею матушкой, которая не хотела его слушать: «Я наконец сказал, что вы, мол, меня понять не можете: мы, мол, принадлежим к двум разным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька — а проглотить ее нуж­но. Вот теперь настала наша очередь, наши наслед­ники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поко­ления, глотайте пилюлю».

Как видите, в данном случае конфликт был пре­допределен не различием сословного плана, а столкновением двух поколений, хотя и принадлежащих к одному и тому же сословию. Можно сказать, что основной смысл романа Тургенева не сводится толь­ко к политическому противостоянию Базарова и Павла Петровича, но восходит на высоту общечело­веческой проблематики.

Отношения между поколениями — какая трудная, сложная, даже мучительная проблема! Это один из тех вопросов, которые не перестают волновать чело­вечество на всех этапах его развития, не перестают волновать они нас и сегодня. Так уж устроено, что развитие человеческого общества совершенствуется в результате смены поколений: раньше или позже старшие вынуждены уступать места младшим, на смену отцам приходят дети. Мудрость заключается в том, чтобы поколения, сменяющие друг друга, не враждовали, понимая законность, закономерность совершающегося процесса. Мудрый консерватизм от­цов служит неким противовесом пылкой, нетерпе­ливой юношеской энергии.

В каждой конкретно-исторической ситуации или эпохе в целом проблема эта приобретает свое специ­фическое выражение, но она всегда остается чрезвы­чайно острой, потому что включает в себя начала взаимоисключающие и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение может идти вперед только тогда, когда руководст­вуется какими-то новыми идеями, теориями, тен­денциями. Такова историческая необходимость, без этого невозможен никакой прогресс ни в обществе, ни в науке, ни в искусстве. Но в то же самое время невозможно нарушить закон преемственности поколений, иначе «распадется связь времен», как сказано у Шекспира в «Гамлете». Новому поко­лению остается в наследство величайшее богатство, созданное его предшественниками. Что вы сделаете с ним? Отбросите как ненужное старье? Или, дви­гаясь вперед, не будете безоглядно отрицать все то лучшее, что было завещано вам, примете с ува­жением и признательностью вечные духовные цен­ности? Материал с сайта //iEssay.ru

Необходимы гармония, взаимопонимание, снисхо­ждение друг к другу и любовь, обязательно вклю­чающая в себя сознательную жертвенность, готов­ность и умение не брать, а отдавать. Таков идеал. Осуществим ли он? По крайне мере, Тургенев меч­тал о нем и воспел свою мечту в знаменитом эпилоге к роману: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокой­ствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о веч­ном примирении и о жизни бесконечной...»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Художественные особенности романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева Тургенев Иван Сергеевич -