О романе «Новь» И. С. Тургенева
Последний роман Тургенева посвящен народническому движению середины 70-х гг., которое вошло в историю под названием «хождение в народ». Как и раньше, Тургенев резко сатирически изображает представителей реакционных кругов царской России — играющего в либерализм крупного сановника Сипягина, озлобленного консерватора Калломейцева и др. Напротив, в революционной молодежи писатель выделял высокие идеалы служения народу, моральную чистоту, честность, трудолюбие. Особенно отчетливо это было выражено в образе Марианны, которая стала для героя романа Нежданова «воплощением родины, счастья, борьбы, свободы». Ее увлекает мысль принять непосредственное участие в великом деле освобождения народа от вековой тьмы: «Мы пойдем в народ... мы будем работать, мы принесем им, нашим братьям, все, что мы знаем, я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки... И никакой тут заслуги не будет, а счастье, счастье...»
В образе Марианны отразилась готовность русской женщины к подвигу и жертве. Показательна в этом отношении сцена переодевания, когда герои готовятся «идти в народ». Для Нежданова это едва ли не маскарад, а для Марианны крестьянское платье оказалось настолько естественным, настолько органичным, что окружающие не могут не любоваться ею, тем внутренним светом, который исходит от нее. Материал с сайта //iEssay.ru
Два последних романа Тургенева отличаются подчеркнутой идеологической заостренностью. Споры героев ведутся уже не по отвлеченным философским проблемам, а по вопросам самым живым, актуальным для русской жизни. Публицистические и сатирические элементы в большей степени определяют теперь творческую манеру Тургенева, отодвигая на второй план традиционные лирические мотивы.