Если он называется 'нигилистом', то чадо читать 'революционером'. И. С. Тургенев Выход романа 'Отцы и дети' совпал с
Тема: Отцы и дети

Страстное, бунтующее сердце (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Если он называется «нигилистом»,

то чадо читать «революционером».

И. С. Тургенев

Выход романа «Отцы и дети» совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859—1861 годов. Происходит смена общественной обстановки в русской жизни. Евгений Базаров как новый ли­тературный герой — главная фигура во всех основных сценах романа, с его смер­тью роман кончается.

Бескомпромиссный и самоотверженный, он страстно выступил против духовно­го застоя, мечтая переделать мир и душу человека. Но жажда изменений поглоти­ла все его силы, и их совсем не осталось для позитивной программы созидания. Писарев увидел в мятущемся тургеневском герое живую, правдивую душу моло­дой, революционной России.

На протяжении всего романа идет полемика сына бедного лекаря, будущего врача Базарова с дворянами-помещиками Кирсановыми. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтичный Николай Петрович несовместимы с рав­нодушным к внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым. Появившаяся антипатия друг к другу еще больше усилилась под влиянием горя­чих, непримиримых споров. Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилис­ты, Павел Петрович с негодованием воскликнул: «Нам дорога цивилизация... Нам дороги ее плоды». В этих словах и заключается главный предмет спора между «от­цами и детьми».

В романе нет подробной биографии Базарова, но ясно, что он прошел суровую жизненную школу. На свое образование он «копейки лишней» не взял у родите­лей. Своими знаниями Базаров обязан себе. Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну, хоть, как я, например». При­ехав на каникулы, он продолжает работать. На него находит «лихорадка работы». С нескрываемым презрением он относится к Павлу Петровичу, который живет, ничего не делая.

Человек из народа, Базаров владел особым умением вызывать к себе доверие про­стых людей. Они тянутся к нему, чувствуя, что «Базаров свой брат, не барин». В усадьбе Кирсановых с ним быстро «освоилась» скромная и застенчивая Фенечка; заметив внимание Базарова, лакей Петр «ухмылялся и светлел»; «дворовые маль­чишки бегали за «дохтуром», как собачонки». Евгению с ними легко и просто. Зато с господами дворянами он чувствовал себя «препакостно», как «в чужой для него среде».

Речь Базарова проста, в ней много пословиц, поговорок, он не переносит словес­ных украшений и просит Аркадия «не говорить красиво». Своим идейным против­никам он дает меткие оценки: Павел Петрович — «уездный аристократ», «архаи­ческое явление»; Николай Петрович — «божья коровка, «человек отставной»; Аркадий — «либеральный барич».

Базаров показан Тургеневым как сторонник «самого полного и беспощадного от­рицания». Он отрицает в первую очередь то, что Павлу Петровичу «страшно вымол­вить» — самодержавие, крепостное право, религию. Отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, патриархальную старину. «Исправьте общество и болезней не будет», — говорит он.

Базаров не задумывается о том, как прийти к этому «исправленному» обществу. Ему кажется самым важным — сломать, а «...строить будут другие».

Многое привлекает автора в герое. Он ценит его за ум, страстность, решитель­ность, за великое трудолюбие. Но есть то, чего не можем принять ни писатель, ни мы. Небрежно бросается Базаров фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Нигилистическое отрицание искусства, которое было присуще небольшой части разночинцев 60-х годов, Тургенев выдал за черту, свойственную всем революционерам-демократам.

Тургенев огрубил своего героя, заставив его высказать мысль, что между жен­щинами «свободно мыслят... только уроды». Базаров отрицал наслаждение красо­той природы, называя любовь «белибердой, непростительной дурью». Материал с сайта //iEssay.ru

Искренен ли он, когда слишком резко отрицает все прекрасное? Или это искус­ственно принятые взгляды, которые, по мысли Базарова, соответствуют задаче разрушителя? Ведь он способен любить, умеет чувствовать красоту природы; он цитирует Байрона, знаком с балладами Шиллера. Эти навязанные самому себе взгля­ды вскоре начинают мстить ему. Любовь к Одинцовой оказалась неожиданной для него. Страдания отвергнутого сердца не объяснишь законами физики и химии.

Перед лицом смерти все искусственно созданные идеалы рассыпаются. Умирает Базаров с мыслями не о себе, а о своих бедных, старых родителях и о таинственной, так и неразгаданной России. Базаров не боится расстаться с жизнью, но на пороге смерти он сожалеет, что ему ничего не удалось свершить такого, что было бы достой­но его сил и знаний. Последнюю минуту свою он встретил в полном сознании и му­жественно. Смерть возвеличивает Базарова как человека, способного до конца своих дней сохранить высокую честь гражданина и умереть с достоинством.

Нам по-прежнему дорог неукротимый и мятежный дух Базарова. Его яростная борьба со старым, отжившим, тормозящим движение вперед, всегда будет источ­ником прогресса в жизни общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Споры критиков о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Тургенев Иван Сергеевич Существует ли сегодня проблема отцов и детей?