Страстное, бунтующее сердце (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Если он называется «нигилистом»,
то чадо читать «революционером».
И. С. Тургенев
Выход романа «Отцы и дети» совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859—1861 годов. Происходит смена общественной обстановки в русской жизни. Евгений Базаров как новый литературный герой — главная фигура во всех основных сценах романа, с его смертью роман кончается.
Бескомпромиссный и самоотверженный, он страстно выступил против духовного застоя, мечтая переделать мир и душу человека. Но жажда изменений поглотила все его силы, и их совсем не осталось для позитивной программы созидания. Писарев увидел в мятущемся тургеневском герое живую, правдивую душу молодой, революционной России.
На протяжении всего романа идет полемика сына бедного лекаря, будущего врача Базарова с дворянами-помещиками Кирсановыми. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтичный Николай Петрович несовместимы с равнодушным к внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым. Появившаяся антипатия друг к другу еще больше усилилась под влиянием горячих, непримиримых споров. Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, Павел Петрович с негодованием воскликнул: «Нам дорога цивилизация... Нам дороги ее плоды». В этих словах и заключается главный предмет спора между «отцами и детьми».
В романе нет подробной биографии Базарова, но ясно, что он прошел суровую жизненную школу. На свое образование он «копейки лишней» не взял у родителей. Своими знаниями Базаров обязан себе. Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну, хоть, как я, например». Приехав на каникулы, он продолжает работать. На него находит «лихорадка работы». С нескрываемым презрением он относится к Павлу Петровичу, который живет, ничего не делая.
Человек из народа, Базаров владел особым умением вызывать к себе доверие простых людей. Они тянутся к нему, чувствуя, что «Базаров свой брат, не барин». В усадьбе Кирсановых с ним быстро «освоилась» скромная и застенчивая Фенечка; заметив внимание Базарова, лакей Петр «ухмылялся и светлел»; «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки». Евгению с ними легко и просто. Зато с господами дворянами он чувствовал себя «препакостно», как «в чужой для него среде».
Речь Базарова проста, в ней много пословиц, поговорок, он не переносит словесных украшений и просит Аркадия «не говорить красиво». Своим идейным противникам он дает меткие оценки: Павел Петрович — «уездный аристократ», «архаическое явление»; Николай Петрович — «божья коровка, «человек отставной»; Аркадий — «либеральный барич».
Базаров показан Тургеневым как сторонник «самого полного и беспощадного отрицания». Он отрицает в первую очередь то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить» — самодержавие, крепостное право, религию. Отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, патриархальную старину. «Исправьте общество и болезней не будет», — говорит он.
Базаров не задумывается о том, как прийти к этому «исправленному» обществу. Ему кажется самым важным — сломать, а «...строить будут другие».
Многое привлекает автора в герое. Он ценит его за ум, страстность, решительность, за великое трудолюбие. Но есть то, чего не можем принять ни писатель, ни мы. Небрежно бросается Базаров фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Нигилистическое отрицание искусства, которое было присуще небольшой части разночинцев 60-х годов, Тургенев выдал за черту, свойственную всем революционерам-демократам.
Тургенев огрубил своего героя, заставив его высказать мысль, что между женщинами «свободно мыслят... только уроды». Базаров отрицал наслаждение красотой природы, называя любовь «белибердой, непростительной дурью». Материал с сайта //iEssay.ru
Искренен ли он, когда слишком резко отрицает все прекрасное? Или это искусственно принятые взгляды, которые, по мысли Базарова, соответствуют задаче разрушителя? Ведь он способен любить, умеет чувствовать красоту природы; он цитирует Байрона, знаком с балладами Шиллера. Эти навязанные самому себе взгляды вскоре начинают мстить ему. Любовь к Одинцовой оказалась неожиданной для него. Страдания отвергнутого сердца не объяснишь законами физики и химии.
Перед лицом смерти все искусственно созданные идеалы рассыпаются. Умирает Базаров с мыслями не о себе, а о своих бедных, старых родителях и о таинственной, так и неразгаданной России. Базаров не боится расстаться с жизнью, но на пороге смерти он сожалеет, что ему ничего не удалось свершить такого, что было бы достойно его сил и знаний. Последнюю минуту свою он встретил в полном сознании и мужественно. Смерть возвеличивает Базарова как человека, способного до конца своих дней сохранить высокую честь гражданина и умереть с достоинством.
Нам по-прежнему дорог неукротимый и мятежный дух Базарова. Его яростная борьба со старым, отжившим, тормозящим движение вперед, всегда будет источником прогресса в жизни общества.