Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева и общественная борьба 60-х годов XIX века
Вся моя повесть направлена против
дворянства как передового класса.
И. С. Тургенев
Проблема связей и взаимоотношений поколений занимала одно из важных мест в русской литературе XIX века. Выход романа «Отцы и дети» совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859— 1861 годов.
Это было время ожесточенных споров о том, каким путем должно идти дальнейшее развитие страны. «Дети», как представители молодой демократической России, не желали и не могли жить по-старому, искали новых путей, подвергали критике все основы жизни «отцов», людей старого, отжившего феодально-крепостнического строя.
Тургенев исторически верно нарисовал борьбу «отцов» и «детей» как отражение борьбы двух различных социальных лагерей. В период подготовки и проведения реформы 1861 года окончательно прояснились цели и задачи либералов и демократов. Первые стремились внести преобразования в жизнь страны, повернуть ее на новый путь развития путем реформ сверху при сохранении существующего строя. Революционеры-демократы призывали Русь «к топору», к движению народных масс, способных свергнуть все старые порядки.
Представителем новой России в романе, несомненно, является Базаров, в образе которого запечатлены черты передовых людей эпохи, судьба которых была тесно связана с жизнью народа. Тургенев указывал, что у его героя есть единомышленники. В споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет: «Нас не так мало, как вы полагаете».
По своему происхождению Базаров — сын лекаря, а дед его пахал землю; по воспитанию, убеждениям — он демократ, представитель сословия, начинавшего играть в ту пору важную историческую роль. Демократизм Базарова проявлялся и в его взглядах на жизнь, и во взаимоотношениях с крестьянскими ребятишками, с дворовыми Кирсановых, и в спорах с Павлом Петровичем, и в его внешнем облике (он был бедно одет, у него красные, трудовые руки, не знавшие перчаток). Но если Павел Кирсанов увидел в Базарове чужого человека, то для простого народа: дворовых, крестьянских детей — он свой, близкий.
Наука — главная страсть и цель жизни Базарова. Он глубоко убежден, что с помощью знаний и опытов можно понять и объяснить явления природы, болезни людей, пороки современного общества. В противовес либералам он заявляет: «Исправьте общество, и болезней не будет». Благосостояние народа, следовательно, он ставил в прямую зависимость от общественных условий жизни. Обвиняя либералов — «обличителей», «умников», толковавших о «бессознательном творчестве, о каком-то искусстве, о парламентаризме и черт знает о чем», он разоблачает их, так как вся их критика сводилась в конце концов к каким-нибудь частностям и мелочам.
У Базарова сложились свои взгляды на воспитание, науку и искусство, на аристократию, на принципы, на современное общество. Своим страстным отрицанием отживших форм общественной жизни, аристократических принципов, Базаров близок к революционным демократам. Безгранично веря в науку, полезную для общества, Базаров отрицательно относился к искусству. На чтение стихов Пушкина, на рассматривание картин Рафаэля, на игру на виолончели, по его понятиям, нельзя тратить время: все это бесполезные вещи, не имеющие никакого практического смысла. В высказываниях Базарова об искусстве, о красоте природы и ее влиянии на человека, о литературе отражены споры между демократами и либералами — сторонниками так называемого «чистого искусства». Материал с сайта //iEssay.ru
Показав в Базарове силу, которая стремится к разрушению старого, Тургенев не раскрывает его конкретных политических целей. Более того, в некоторых сценах он изображает его далеким от народа и равнодушным к его судьбе. В разговорах с мужиками самоуверенный Базаров, по откровенному признанию писателя, «был все-таки чем-то вроде шута горохового». Крестьяне не доверяют ему. А разве достойно «народного заступника» рассуждение о том, что ему нет дела до того, как будут жить крестьяне после его, Базарова, смерти!
Противоречивость, непоследовательность убеждений Базарова заметна и в отношениях с Одинцовой, и в других эпизодах. Главный герой умирает. Отчего в романе «вся задача гиганта» сводится к тому, чтобы «умереть прилично»? Объяснение — в политических взглядах писателя-либерала и в недостаточном понимании Тургеневым-дворянином демократической молодежи 60-х годов. Поэтому смысл образа Базарова получился такой: революционеры-демократы появились в русской жизни, но их время еще не пришло.