Кирсановы и отношение к ним автора (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Они лучшие из дворян — и именно
потому выбраны мною, чтобы
доказать их несостоятельность.
И. С. Тургенев
В тревожное, полное драматических событий время появилось лучшее произведение И. С. Тургенева — роман «Отцы и дети». Мир раскалывался. Как истинный художник Тургенев был верен правде жизни, показав противостояние отжившего и нового, нарождающегося.
Кирсановы — не худшие представители дворян. Их отец — боевой генерал, участник войны 1812 года. Полуграмотный сам, он дал лучшее по тому времени воспитание детям. Павел Петрович — аристократ до мозга костей, он умен, честен, образован, красив, у него тонкий изящный вкус, твердые убеждения, но вместе с тем кругозор его ограничен. В молодости, когда военная карьера улыбалась ему, он увлекся светской красавицей Р. Она стала целью и смыслом его жизни, он отдал ей лучшие свои годы. После смерти любимой женщины Павел Кирсанов словно похоронил свое счастье, свои надежды на будущее. Он вышел в отставку, возвратился в деревню. Здесь его ожидало смутное «время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала».
Презрительно, свысока смотрит Павел Петрович на всех. Иногда ему доставляет удовольствие попугать соседних помещиков «либеральными выходками». В глубине души — он консерватор, ярый защитник старых устоев. Появление Базарова в Марьине сразу же обеспокоило и возмутило его аристократическую натуру. В Базарове все раздражало Кирсанова-старшего: внешний вид, смелость суждений, независимость взглядов, занятия трудом. Он возненавидел Базарова, считая его «гордецом, нахалом, циником, плебеем». Более всего его беспокоило равнодушие и даже презрение Базарова к принципам. «Мы, люди старого века, — говорил он, — мы полагаем, что без принсипов... принятых... на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».
Отказ от принципов, старых убеждений для Павла Петровича был равносилен смерти. И он готов был любыми средствами защищать их. Дуэль — это тоже дворянский принцип. «Дуэль, — писал об этом сам Тургенев,— именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства». Дуэль показала, что Павел Петрович, защищавший мертвое дело, и сам был, по выражению Тургенева, «мертвец».
Но не по одним принципам шла жестокая борьба между Базаровым и Кирсановым. Они горячо спорили о философии, науке, общине, русском народе и т. д. и по всем этим вопросам расходились во взглядах.
Трагизм Павла Кирсанова прежде всего в том, что он был оторван от реальной жизни, не знал ее, не имел понятия об интересах русского народа. Он наблюдал жизнь со стороны, с высоты своей аристократической морали, которую почитал непоколебимой. Поездка за границу окончательно порвала его связь с родиной. Только серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя, стоявшая у него на столе, напоминала ему о России.
По характеру и взглядам Николай Петрович резко отличается от своего брата. Это мягкий барин, всегда уравновешенный, эмоциональный до сентиментальности, любящий и тонко чувствующий поэзию, музыку, красоту природы. Николай Кирсанов пытался приспособиться к ходу жизни, применять нововведения, за что и был прозван соседями-помещиками «красным». Николай Петрович — представитель отцов, заурядная фигура, «божья коровка», как его называет Базаров. Своего брата он побаивался. Суждения его казались ему слишком резкими. Он выслушивал их, но не принимал за истину. Николай Петрович смущается своей «отсталостью» и живущими в нем «следами барства», хлопочет о том, чтобы «стать в уровень с современными требованиями». Но он не способен совершить что-либо серьезное. Безотрадные и бестолковые хлопоты по имению доводят его до отчаяния. Материал с сайта //iEssay.ru
К поколению «отцов», имея в виду взгляд на жизнь, тяготеет и Аркадий Кирсанов. Это родительский сынок, «птенчик», балованный барчук. В университете он сблизился с Базаровым, поддался новым идеям, но они так и остались для него ;чужими. Аркадий — натура слабая, неустойчивая, он легко поддается влиянию. Попав в домашнюю среду, он совершенно незаметно для себя стал другим человеком. В домашней обстановке он сразу же изменил свое отношение к товарищу. Если раньше он восторгался им, благоговел перед ним, то теперь ему было не до него. Знакомство с Катей Одинцовой окончательно разъединило его с Евгением. Перед ней он склонял голову и забывал о тех высоких убеждениях, которыми увлекался в университете. Это возмущало и раздражало Базарова, который видел, как быстро Аркадий возвращался в лагерь «отцов». Порывая с ним, Базаров говорит: «Мы прощаемся навсегда. Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».
В образе Аркадия Тургенев показал типичного представителя той части дворянской интеллигенции, которая способна к порывам, к увлечению, но далека от серьезных поступков и дел. Они сами никогда вперед не пойдут, никого за собой не поведут, при первом же серьезном препятствии не выдерживают испытаний и сбиваются на легкую жизнь, без тревог и волнений. Для них личное счастье, благополучие всегда будет превыше всего.
Тургенев признавался: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость, и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?»