Последний роман Толстого, над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых перспектив в р
Тема: Воскресение

О романе «Воскресение» Л. Н. Толстого

Последний роман Толстого, над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых пер­спектив в развитии искусства XX в.

В основе композиции «Воскресения» лежит по­следовательное и многообразное противопоставление жизни народа и жизни господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет усло­вия жизни Катюши Масловой и Дмитрия Нехлю­дова, бывшего непосредственным виновником всех ее несчастий. За каждой мелочью одежды Нехлю­дова, его обстановки, за всеми предметами его оби­хода возникает представление о чужом труде, по­ставленном господами себе в услужение точно так же, как они поставили себе в услужение самую жизнь, судьбы людей из народа.

Князь Дмитрий Нехлюдов завершает целую гале­рею образов, созданных Толстым на всем протяжении его творчества (Николенька Иртеньев, Нехлюдов в «Утре помещика», Оленин, Левин). Но теперь тол­стовский герой полностью отходит от своего общества, постепенно осознавая всю ненормальность, неестест­венность, жестокость окружающего мира. Встреча с некогда соблазненной им девушкой — Катюшей Масловой — в зале суда пробуждает в нем чувство ис­креннего раскаяния, стремление загладить свой грех перед нею. И все дальнейшие действия Нехлюдова, вся его жизнь оказываются соотнесенными с двумя полюсами — народом и миром господ.

Повествование в последнем романе Толстого с са­мого начала лишено даже оттенка эпического спо­койствия. Симпатии и антипатии писателя выра­жены совершенно четко и открыто. В этом отноше­нии можно говорить о частичном возврате Толстого к повествовательной манере «Войны и мира». В «Воскресении» все время слышится суровый и не­подкупный голос автора-судьи, обвиняющего не от­дельных представителей враждебного общества, но весь мир, построенный на угнетении человеком че­ловека, искалечивший души людей, пытающийся даже изуродовать вечную природу. Материал с сайта //iEssay.ru

Традиционный сюжет (соблазнитель-аристократ, му­чающийся укорами совести) исчерпывается уже в первых главах «Воскресения». Последний роман Тол­стого построен вовсе не на любовном сюжете. Его содержание определяет общественная, социальная проблематика. Возникает панорамный, обзорный принцип повествования, захватывающий самые разно­родные области жизни. Создается представление о теснейшей взаимосвязи всех изображаемых событий и лиц, которые оказываются ответственными друг перед другом за все, что совершается в мире. Такой повествовательный принцип будет использован и в позднейших произведениях Толстого.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Толстой Лев Николаевич -