Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. И. Тютч
Тема: Война и мир

Мир природы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Яснополянский парк. Тишина. Аллея под сводами вековых деревьев. Высокое вечное небо. И маленький холмик сбоку, на краю оврага, среди густой зелени. На нем скромный букет цветов, чаще полевых. Наверное, это единственная в мире могила великого человека, на которой нет ни памятника, ни даже скромного над­гробия. Здесь покоится гениальный писатель земли русской Лев Николаевич Тол­стой. Так он завещал похоронить себя: хотел возвратиться в вечный мир живой природы.

Зато природа естественная, живущая по своим законам, становится полноправ­ным действующим лицом толстовских книг. Именно действующим лицом: пейзаж у Толстого не фон, не просто описание обстановки; природа у него — часть окружа­ющего мира. Она участвует в событиях, воздействует на человека, помогает не только раскрыть, но и объяснить душевное состояние героя. При этом писатель показыва­ет, что природа не зависит от настроения людей, она просто может по-разному вос­приниматься ими в зависимости от их душевного состояния. И, поистине, «в ней есть душа»: пейзаж существует не сам по себе, он всегда неотделим от человека, от его внешней и внутренней жизни.

Для Толстого восприятие природы, способность чувствовать ее, понимать ее «язык» — важнейшая характеристика человека. Поэтому в «Войне и мире» пейзаж дается либо «от автора», либо в восприятии героев, живущих богатой духовной жизнью: князя Андрея, Пьера, либо «естественных» людей, как например Наташа и Николай Ростовы. Люди бездуховные, неестественные, оторванные от национальной почвы (Курагины, Берг, Друбецкой), не видят и не понимают природы. Для них она «бездуш­ный лик».

Картины природы часто помогают автору эпопеи выразить свое отношение к происходящему. Так, Толстой, воспринимая войну как «противное человеческой природе событие», рисует плотину Аугеста до и в конце сражения, противопостав­ляя прекрасную мирную сельскую жизнь кровавой бойне, безжалостно разрушив­шей эту жизнь. Даже после Бородинского сражения, необходимого в той справед­ливой, народной войне, которую вела Россия, сама природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым... стояла те­перь мгла сырости и дыма...»

Именно в природе видит Толстой образец жизни для людей. Наверное, не случай­но для многих положительных героев эпопеи в переломные моменты их жизни от­крывается «небо»: высокое бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спо­койное голубое небо, которое Николай Ростов увидел в своем первом бою; московское темное звездное небо с яркой кометой посередине, увиденное Пьером в 1812 году, и небо в плену с полным ярким месяцем и «в глубь уходящими звездами», говоря­щие Пьеру о непобедимости душевной свободы человека; и, наконец, волшебное чер­ное чистое небо взволнованного Пети Ростова.

Особое композиционное значение имеет пейзаж, когда он сопровождает размыш­ления героев, помогает им принять решение. В этих случаях природа очеловечена: она воспринимает человеческие эмоции, переживания, как все понимающий чело­век. Гениальна картина весеннего дуба, дважды увиденного князем Андреем. «Ста­рым, сердитым и презрительным уродом» стоит он «между улыбающимися берез­ками», смотрит на мрачного князя, говорит с ним его словами, сочувствует ему и все-все понимает. Проходит совсем немного времени, но та внутренняя работа, которая постоянно шла в князе Андрее после разговора с Пьером на пароме, встре­ча с поэтичной Наташей Ростовой, случайно услышанный ночной разговор деву­шек в Отрадном — все это совершило переворот в душе Болконского — он ощутил свою молодость, жизнелюбие. И вот, возвращаясь из Отрадного, он снова видит дуб и не узнает его: старый дуб расцвел молодой зеленью. Старый дуб, мудрый вели­кан, обновленный весной, помогает Болконскому понять, что «жизнь не кончена в 31 год», что она, жизнь, неистребима. Материал с сайта //iEssay.ru

Так же ярко выражено в пейзаже новое отношение к жизни Пьера Безухова, выработанное им в плену. Любуясь панорамой Москвы, он «почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни», видя, как «все перед ним заиг­рало в радостном свете».

Читая, как сурова и беспощадна была зима во время бегства французских заво­евателей из России, невольно думаешь, что сама природа вмешалась в жизнь лю­дей и вынесла свой справедливый приговор. Слабые пришельцы не выдерживают русских морозов и гибнут здесь, вызывая уже не ненависть, а жалость.

Своим великим романом Толстой учит нас многому. Перечитывая его, люди каж­дый раз открывают для себя что-то новое. И однажды, отложив книгу, читатель иначе, чем всегда, посмотрит вокруг и, может быт, ему откроется его «небо». И захочется поехать в Ясную Поляну, постоять у небольшого холмика, под которым покоится гений, сумевший понять душу родной земли и стать своим в вечно живом мире — мире природы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • реферат романе война и мир
  • сочинение по войне и миру природа в романе
  • цитаты из романа л. н. толстого: а) описывающие природу
  • роль природы в жизни пети ростова с небом
  • природа в романе эпопее война и мир
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского Толстой Лев Николаевич Музыка Пети Ростова