Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести 'Отрочество'. Глава laq
Тема: Отрочество

Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

  1. Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят со­бытия в начале повести «Отрочество».
  2. Глава «Гроза» описывает конец весны — начало лета. Это описание до деталей точ­но. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы — и кра­ски, и запахи, и звуки: «…в мокрых кус­тах слышно хлопотливое движение ма­леньких птичек, и из середины рощи ясно

    долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи…» Все это в средней полосе России обычно происходит в конце мая — начале июня.

  3. Очень точное и поэтичное описание грозы со­держит ряд картин. Используйте их последователь­ность для рассказа о грозе:облака сбираются в одну большую, мрачную тучу; туча приближается, и «вся окрестность принима­ет мрачный характер»;гремит гром, и сверкают молнии, но пока еще нет дождя; «дождь как из ведра»; дождь кончается: «обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы».
  4. Вот один из вариантов такого рассказа.

    «Весенняя гроза Сначала на небе не было ни облачка, но вдруг появилась большая темно-лиловая туча и стала — без ветра! — догонять нас. В ней часто вспыхивают молнии и слы­шится слабый гул.

    Но вот туча приблизилась и раздался гром. Наконец облака закрыли все небо, и за ними скрылось солнце. «Вся окрест­ность вдруг изменяется и принимает мрачный характер». «Молнии вспыхива­ют как будто в самой бричке».

    Наконец «ослепительная молния, мгно­венно наполняя огненным светом всю ло­щину, заставляет лошадей остановиться и,  без малейшего промежутка, сопровож­дается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес ру­шится над нами».

    И только после этого начинается «косой дождь как из ведра». Однако скоро он ста­новится мельче и, наконец, прекращает­ся. Снова светит солнце. Радостное чувст­во охватывает путников».

    Варианты таких пересказов-описаний могут быть различными. В такой пересказ каждый ученик может включать свои вос­поминания или пользоваться текстом по­вести Л.Н. Толстого.

  5. Найдите фразу, которой кончается глава под названием «Гроза». Какие ощущения Николеньки передает такая концовка?
  6. Для того чтобы передать ощущения, которые испытал Николенька, можно вспомнить несколько последних реплик:

    «- Любочка! Катенька! — кричу я, по­давая туда несколько веток черемухи, — посмотрите, как хорошо!

    Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раз­давят.

    - Да ты понюхай, как пахнет! — кри­чу я».

    Мы видим, как радуется Николенька, как хочется ему поделиться своим состо­янием с близкими людьми. Наверное, каждый ученик может вспомнить такое же чувство возбуждения и радости, кото­рое возникает после того, как страшная гроза прошла и все вокруг вновь стало яр­ко и по-весеннему празднично.

  7. Как вы объясните, что лучшие описания при­роды у разных писателей связаны с ее грозными яв­лениями? Напомним: вы недавно читали описание зимнего бурана, а теперь познакомились с блестя­щим описанием весенней грозы.
  8. Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. Бури, смерчи, цунами, урага­ны мы видим и на картинах, и в описани­ях художественных произведений. Писа­тель не может не заметить ярких явлений природы: они и удивляют, и в то же время часто привлекают своеобразной, пусть и мрачной красотой. Кроме того, что они волнуют писателей и художников, появ­ляется искреннее желание понять причи­ны, вызывающие стихии. Поэтому худож­ник часто является одновременно и твор­цом художественного произведения, и исследователем.

  9. Вспомните стихотворения, которые посвяще­ны ярким природным явлениям. Прочтите их на­изусть. Сходна ли «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева с описанием грозы в повести Л. Н. Толстого? Если есть сходство, то в чем оно?
  10. В «Весенней грозе» Ф. И. Тютчева изо­бражено то же природное явление, о кото­ром рассказывает Л. Н. Толстой. Но в сти­хотворении гроза весела и задорна, она не пугает, а только радует. Оба мастера худо­жественного слова описали одни и те же этапы этого бурного явления природы: от начала, «раскатов молодых», до возвра­щения солнца, которое — опять! — золо­тит все вокруг. Но у Ф. И. Тютчева это ве­селый праздник природы, а у Л. Н. Толс­того — грозное, но величественное явле­ние, после которого природа опять полна сил и радости.

  11. Найдите в тексте главы Гроза примеры эпи­тетов, метафор, гипербол и сравнений. Какое из ху­дожественных средств ярче всего помогает предста­вить грозное явление?
  12. Страшно-мрачная сторона гори­зонта; галки с растрепанными кры­льями; оглушительный треск грома, что, кажется, весь свод небес ру­шится над нами; косой дождь… лил как из ведра; все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком; оси­новая роща… как бы в избытке счас­тья…

    Описание весенней грозы наполнено ху­дожественными приемами, которые помо­гают представить и даже пережить то, что описывает автор. В описании самых на­пряженных минут грозы более всего запо­минаются гиперболы, помогающие пред­ставить себе масштаб потрясения тех, кто наблюдает это явление природы. Материал с сайта //iEssay.ru

  13. Опишите свои впечатления от ярких явлений природы, которые вам пришлось наблюдать.
  14. Чаще всего ученики описывают грозу, поскольку все, конечно, ее не раз видели и пережили, а также потому, что в своем рассказе можно использовать приемы и даже целые выражения из текста Толс­того.

    Однако бывает и так, что ученики хотят поделиться своими необычными впечат­лениями. Однажды один ученик попытал­ся рассказать о том, как он наблюдал смерч. Правда, позже выяснилось, что этот смерч он наблюдал по телевизору. Од­нако и такой рассказ возможен: впечатле­ние от какого-то явления природы, кото­рое вас потрясло, может возникнуть при наблюдении за ним на экране.

    Смерч

    Я внимательно смотрел на границу во­ды и неба — прямо на границе Черного моря — у самого горизонта. И вдруг уви­дел черную точку, которая возникла на самой этой границе. Вскоре черная точка увеличилась и поднялась над водой, но те­перь это был высокий столб, который упи­рался в небо. Он стремительно мчался в сторону нашего берега, и, казалось, скоро захватит нашу пристань. Нам повезло — направление ветра изменилось, и мы уце­лели».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Вопросы и ответы к шестнадцатой главе повести Л. Н. Толстого «Отрочество» Толстой Лев Николаевич -