Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»
- А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве.
- Гости за пиршественными столами.
- Убранство столов в начале пира.
- Появление царя Ивана Васильевича.
- Царская молитва перед началом пира.
- Окружение царя за столом.
- Рассказ о том, как Борис Годунов выручил царя в споре.
- Царь жалует Серебряному блюдо со своего стола.
- Смерть старого боярина, отравленного вином из чаши, присланной царем.
- Царь жалует Серебряному чашу вина.
- Описание кулинарных чудес царского стола.
- Малюта Скуратов и его сын.
- Сказка, которую рассказал царь Вяземскому.
- Каким изображает Толстой царя Иоанна IV? На чем автор акцентирует внимание читателей?
- Расскажите о царском окружении, опираясь на текст главы.
- Напишите миниатюру от лица князя Серебряного «Месть Иоанна». Материал с сайта //iEssay.ru
В романе много эпизодов, которые рисуют сцены царской мести. Есть они и на пиру. Так, во время пира осуществляется одна из жестоких и беспричинных казней. На старого боярина Василия царь, как все считали, держал гнев. И он пожаловал этого боярина чашею вина. Вино, которое поднес ему Басманов, было отравлено, и старик упал мертвым. Царь тут же сказал: «Боярин пьян», — тело старика вынесли.
Для рассказа о мести царя можно использовать и другие эпизоды.
- Зачем царь рассказывал сказку слепого Фильки князю Вяземскому? Какую роль она сыграла в развитии сюжета?
В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как происходило во время этого пира.
План рассказа
Царь Иоанн IV в романе изображен в соответствии и с документальными свидетельствами, и с народными преданиями как грозный, вспыльчивый, подозрительный и мстительный человек. Все эти качества можно увидеть даже на страницах одной главы 8. Мы видим внешность царя, имеем возможность оценить его характер и уяснить причины поступков, которые наблюдаем. Более всего сцена на пиру подчеркивает его подозрительность, коварство и то, что сами жестокие поступки вызывают у властителя чувство удовлетворения.
Нужно напомнить, что в романе есть эпизоды, которые не взяты из исторических источников, а добавлены фантазией самого автора. Так, нет подтверждения тому, что Грозный дает согласие на убийство родного сына, подозревая его в попытке захватить престол (глава 14). Этот факт взят А. К. Толстым из народной песни.
Даже опираясь только на текст главы 8, несложно дать исчерпывающую характеристику некоторых приближенных царя, тех, кто был рядом с ним на пиру. Можно избрать для такого рассказа царевича Иоанна, Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюту) с сыном, Афанасия Вяземского, который в эту пору был безнадежно влюблен в чужую жену. О них князь Серебряный слышал и мнения своих соседей по столу.
Царевич Иоанн молод, но уже готов превзойти по коварству, подозрительности и жестокости своего батюшку. Он наблюдателен, хорошо видит слабые стороны приближенных царя и умело обижает, стравливает их. При этом царевич не понимает опасности своих поступков и того, что ему не по силам вступать в столь рискованные столкновения.
Малюта Скуратов именуется в главе полностью, и эта детальность перечисления имен и титулов подчеркивает его относительную незнатность, невозможность тягаться с другими близкими царю придворными. Мы видим его неосуществленные амбиции. Но в то же время отмечаем его искреннюю привязанность к сыну, сила которой дает возможность читателю быть сколько-нибудь к нему снисходительным. Обратим внимание на слова худородный, любочестие, которые использованы для того, чтобы подчеркнуть особенности его положения и притязаний.
Очень важна (хотя в этой главе дана лишь попутно) характеристика Бориса Годунова, которому удается находиться рядом с жестоким царем и не быть соучастником его поступков.
Рассказывая сказку, царь подталкивал Вяземского на преступление, как бы заранее обещая ему, что он не будет нести ответственность. Практически это была коварная и жестокая провокация, которая вселила в бедного влюбленного надежду на осуществление его желаний и при этом, как казалось, спасала его от неприятных последствий. Так, спланированное преступление заранее амнистировалось, и преступник мог надеяться на безнаказанность.