Понятие об архетипе
Анализируя главы романа, вы, конечно, обратили внимание на то, какое чувство испытывают казаки от общения с землёй. Они измеряют свою жизнь законами землепашца, для которого жить — это значит пахать, сеять, собирать урожай. Неслучайно в романе такое важное место отводится описаниям земли и плодов деятельности на ней человека. Вспомним цитаты из первой части «Тихого Дона»:
«Пахла выветренная, истощённая земля пылью…» (глава ХVІ).
«За житом — не успели ещё свозить на гумна — подошла и пшеница. На суглинистых местах, на пригорках желтел и сворачивался в трубку подгорающий лист, пересыхал отживший стебель» (глава ХVІІ).
Орест Верейский. Григорий и Аксинья. 1952 |
«Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь — глядит, не нарадуется» (глава ХХ).
В романе Шолохова ярко отражены представления о земле-матери, издревле вошедшие в сознание русского человека. Универсальный образ, мотив или сюжет, который пронизывает всю культуру народа с древнейших времён до современности, называют архетипом (от греч. аrchetypon — модель, первообраз). Например, в науке употребляют такие словосочетания: архетип земли, архетип воды, архетип огня. Архетипы передаются из рода в род, из поколения в поколение в течение тысячелетий, они мотивируют поступки и действия людей. Материал с сайта //iEssay.ru
Наряду с общеславянскими архетипами земли, дома, в романе Шолохова проявляются и архетипы, связанные с культурой донского казачества (батюшка Дон). Для многих народов река является символом вечного движения, источника жизни. Шолохов же подчёркивает любовное отношение своих персонажей к родному Дону. Он и кормилец (неслучайно в самом начале романа встречаем сцену ловли рыбы), и свидетель всех радостей и бед человеческих, и даже своеобразный участник описанных событий. Вспомним, что писатель в качестве эпиграфа использует отрывки из старинных казачьих песен, в которых традиционно звучало обращение «наш батюшка тихий Дон». Этот архетип объединяет прошлое казачества и его настоящее.