Вопросы и ответы к рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
- Как вы понимаете слово «судьба»? Приходилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
- В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
- Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попробуйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
- Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
- Встреча рассказчика с Андреем Соколовым и Ваней. Начало повествования.
- Довоенная жизнь героя.
- Прощание с семьей.
- Пленение.
- В церкви.
- Побег.
- Противостояние Соколова и Мюллера.
- Подвиг и освобождение.
- Известие о гибели семьи.
- Вести о сыне. Гибель сына.
- Встреча с Ванюшкой.
- Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.
- Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соколова.
В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очерка по предлагаемому плану. Можно предложить свое видение внешности героя, основных эпизодов рассказа, характеристики Андрея Соколова.
- Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи. Материал с сайта //iEssay.ru
- Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судьба человека»?
Словари толкуют судьбу в разных значениях. Наиболее распространены следующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Божественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетности человека. Мне близко несколько эклектичное понимание судьбы как закономерной предопределенности свыше жизни отдельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справедливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собственных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопролития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огромными талантами, которыми судьба даровала нашу землю и которые помогают выживать даже в самых сложных обстоятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.
Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистических позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.
Слова «фатум», «рок» означают неизбежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роковой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются синонимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывается тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благосклонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выражение благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому народу Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счастливце баловень судьбы, можно определить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосочетания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.
В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяжелых испытаний для всего советского народа, в период Великой Отечественной войны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его современников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского плена, потерю близких, погибших на передовой и в тылу, людей, не сломленных духовно и физически, пытавшихся и с успехом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть полезным «на всю оставшуюся жизнь». Таков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вышедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стремящийся поддержать только что начавшуюся жизнь сироты Вани.
С другой стороны, в рассказе перед нами предстает трагическая в самом высоком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверждающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.
План
Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуациях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противниками. Несомненно, в этом отношении показателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед человеческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гордым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «поглядывают вроде помягче». Кульминацией жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Однако трагические события, и в этом особенности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он теряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Может, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба человеку? «И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим». Таким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет началом новой жизни и новой судьбы Андрея Соколова.
Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, простого рабочего человека, плоть от плоти человека Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоциональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольклору.
Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по отношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майора: «В заду плечистый, как справная баба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.
Трагические моменты также окрашиваются разговорной народной речью — «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке» и др.
В композиции рассказа Андрея Соколова можно выделить приемы, свойственные русскому фольклору: зачин, присказки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многострадального русского человека.
В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше такой человек мог быть только отрицательным героем, не достойным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского национального характера.