Вопросы и ответы к стихотворению И. З. Сурикова «В ночном»
- Сказочные герои в этом стихотворении взяты из «бабушкиных сказок». Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами.
- В каких сказках встречались вы с героями стихотворения?
- Что общего видите вы в рассказе «Бежин луг» и в стихотворении «В ночном»? Что их отличает? Попробуйте дать обоснованный ответ.
- Представьте себя героем стихотворения Сурикова. Запишите свои впечатления.
- Чем стихотворение «В ночном» напоминает народные песни?
- Определите характер звучания рифм в стихотворении Сурикова. Напомним, что рифмы по характеру звучания различаются на точные, неточные и приблизительные, богатые и бедные, составные.
Ведьма, леший, змей — герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер («огонек»), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения.
Леший, змей и ведьма — участники многих сказок. В одних сказках о них только упоминается, в других они — главные герои. В «весенней сказке» «Снегурочка» вы встречали лешего, а ведьму и змея — во многих русских народных сказках и сказках других народов. Но в народных сказках эти герои никогда не бывают в центре повествования. Обычно сильные и смелые главные герои сталкиваются с их кознями и в тяжкой борьбе с ними побеждают злобных и страшных врагов.
И в рассказе «Бежин луг», и в стихотворении «В ночном» авторы рассказывают об обычной по тем временам заботе деревенских мальчишек: пасти лошадей на лугу по ночам, потому что днем животным мешали щипать траву многочисленные насекомые. Это было серьезным делом подростков: лошади в крестьянской семье были ценной рабочей силой, и важно было, чтобы они были сыты.
И. С. Тургенев рассказал о реально происходившем событии: пятеро мальчиков пасли лошадей на Бежином лугу, в Орловском крае. Прочитав этот рассказ, мы представляем себе и теплую июльскую ночь, и каждого из ребят, слышим их рассказы у костра.
И. 3. Суриков в своем стихотворении рисует, как несется табун лошадей по пути в ночное, и немного говорит нам о том, какие мысли и чувства возникают в сознании ребятишек, когда становится темно и разыгрывается их фантазия. «Вот с метлой несется ведьма», вот — «мчится леший», «змей летит крылатый»… «Детям боязно». Спасаясь от своих страхов, они разводят костер.
Тургенев рисует панораму событий и характеров. Суриков дает общую поэтическую картину события.
Предлагаем прочитать рассказ одного шестиклассника.
«Мы с одноклассниками гоняли табун лошадей из своей деревни в ночное. Лошади паслись рядом с нами и нам не мешали. Но нас пугала темнота окружающей ночи. И мы старались избавиться от своих страхов, разведя большой костер из сучьев, которые привезли с собой. В отличие от мальчиков на Бежином лугу, мы не стали рассказывать страшных историй, которые случались с нами или нашими знакомыми. Мы стали спорить о фильме, который тогда передавали по телевидению, — о сериале «Семнадцать мгновений весны». Спор шел о том, когда Штирлиц мог вернуться на Родину».
Стихотворение И. 3. Сурикова «В ночном» напоминает народные песни рядом признаков: сюжетом — рассказом о том, что происходит с исполнителями песни; образами, взятыми из народных сказок (ведьма, леший, змей); стихотворным размером — многие народные песни написаны хореем.
В стихотворении И. 3. Сурикова, как и во многих народных песнях, есть строки, в которых мы видим рифмы, но есть строки, в которых рифм нет.
Выделим рифмующиеся слова: Материал с сайта //iEssay.ru
………………………………..лесами……………………………….. село……………………………….. неба………………………………..заалела………………………………..топот……………………………….раздается:……………………………….в ночное……………………………….несется.………………………………за гриву,………………………………в поле.………………………………в веселье,………………………………воля!Как видим, рифмы в этом стихотворении — во второй и четвертой строках каждой строфы. Эти рифмы можно назвать неточными или приблизительными.