Вопросы и ответы к поэме К. М. Симонова «Сын артиллериста»
- Почему поэт не только описал подвиг лейтенанта Петрова, но и рассказал о детстве Леньки, о его дружбе с майором Деевым?
- Почему именно Леньку посылает майор на такое ответственное и опасное задание?
- Перечитайте то место, где описывается состояние Деева после ухода Леньки («Майор остался в землянке…»). Постарайтесь в своем чтении вслух передать переживания, тревогу майора.
- Прочтите выдержку из военной корреспонденции К. Симонова: «На гребне покрытых снегом скал, куда нам добрых два часа приелось добираться чуть не ползком, бессменно, денно и нощно, сидит на своем наблюдательном пункте командир Скробов.
- Какие еще стихотворения о Великой Отечественной войне вы читали?
В «Сыне артиллериста» описан подвиг не просто лейтенанта Петрова, но, прежде всего, подвиг сына артиллериста. Поэтому так важна история дружбы с майором Деевым.
Таким решением он показывает и степень важности задания, и в то же время свое чувство воинского долга. Сын артиллериста может и должен выполнить ответственное задание.
Как видим, тревогу майора можно передать только интонацией — он человек сдержанный и не хотел, чтобы его чувства в словах или поступках ощутили окружающие, особенно чтобы это понял Ленька.
Это место похоже на орлиное гнездо, и на больших белых птиц похожи наблюдатели Скробова, неподвижно припавшие в своих широких белых халатах к гребню скалы.
Постоянный, непрерывный, бешеный, режущий ветер. Здесь, на вершине, он дует минуту, час, день, неделю, месяц, год. Он дует всегда. У наблюдателей — потрескавшиеся от ветра губы и красные, воепаленные глаза. Но зато отсюда, с этой открытой всем четырем ветрам скалы, видны все дороги и тропки…
Провода идут вперед, на второй наблюдательный пункт, — он всего в пятистах метрах от немцев, впрочем, однажды, когда это было нужно, он был не в пятистах метрах от немцев, а в пятистах метрах за немцами. Артиллерист лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком прополз в тыл к немцам и трое суток корректировал огонь оттуда».
Как вы представляете себе процесс создания стихотворения из такой военной корреспонденции?
Перед нами два художественных произведения — очерк и стихотворение. Автор у них один, сюжет один и герои похожи. Но стихотворные строки усиливают эмоциональное воздействие на читателя и образы героев даны подробнее (о них мы узнаем намного больше). Сам процесс создания произведения представить трудно, но отличие жанров помогает понять некоторые стороны этого процесса. Материал с сайта //iEssay.ru
О Великой Отечественной войне создано множество произведений: стихотворения К. М. Симонова «Мальчишка на лафете», А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…», Р. Г. Гамзатова «Журавли»,А. А. Ахматовой «Мужество»… Многие стихотворения о войне стали песнями. Это и «Моя Москва» М. Лисянского, и «В полях за Вислой сонной…» Е. Винокурова… Каждое поколение добавляет к этому списку новые песни.