В русской литературе XVIII в., в целом развивающейся в рамках классицизма, был очень силен критический пафос, направленный против произвола власт
Тема: Жизнь и творчество поэта

А. Н. Радищев — основоположник критического реализма

В русской литературе XVIII в., в целом развивающейся в рам­ках классицизма, был очень силен критический пафос, направ­ленный против произвола властей. Это вносило реалистический момент в произведения и подготавливало почву для возникно­вения критического реализма.

Особенно большая роль в приближении литературы к жизни принадлежит Александру Николаевичу Радищеву (1749—1802). Его «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в форме путе­вых заметок. Разделение на главы по названиям почтовых стан­ций между Петербургом и Москвой носит не формальный харак­тер: писатель от деталей переходит к обобщению, от осуждения частных фактов к неприятию существующего порядка. Форма путевых заметок позволяла охватить широкие географические пространства и разные слои общества: дворян, чиновников, дворовых слуг, крепостных крестьян. В предисловии Радищев определил причину, побудившую его написать «Путешествие…»: «Я взглянул окрест меня — душа страданиями человечества уяз­влена стала».

В «Путешествии…» впервые в русской литературе героем ста­новится народ. Радищев с негодованием говорит о тяжелой жиз­ни крестьян, которые вынуждены шесть дней в неделю работать на барина, на себя же остаются только ночи да праздники («Любани»); нищета крестьян поражает писателя («Пешки»), Кресть­яне лишены элементарных человеческих прав: их продают, не­взирая на былые заслуги, разделяя семьи между разными вла­дельцами («Медное»); забирают молодых ребят на 25 лет в рек­руты из-за свадебного стола, и молодая жена остается не то не­вестой, не то вдовой («Городня»), Радищев делает вывод, что «крестьянин в законе мертв».

Несмотря на все унижения, крестьяне сохраняют свое досто­инство, не становятся рабами по натуре. Им свойственна боль­шая моральная сила, высокие нравственные идеалы («Едрово», «Городня», «Клин»). Материал с сайта //iEssay.ru

А. С. Пушкин назвал «Путешествие из Петербурга в Москву» «сатирическим воззванием к возмущению». Действительно, Ра­дищев сатирически изображает «грозную превосходительную особу» («Завидово»), жестокосердных крепостников, неправед­ных судей. В аллегорической части «Спасской полести» даже го­сударь нарисован как «нечто, сидящее на престоле», окружен­ное льстивыми, подобострастными вельможами. Прямовзора снимает пелену с глаз царя, и он видит все в истинном свете. Основная идея «Путешествия…» — осуждение крепостническо­го самодержавного строя — предельно ясно выражена в эпигра­фе, взятом из поэмы В.К. Тредиаковского «Тилемахида»: «Чуди­ще обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (обло — круглое, жирное, озорно — творящее беззаконие, стозевно — имеющее сто глоток, все пожирающее, лаяй — лающее).

По всей книге разбросаны призывы к борьбе («Хотилов», «Зайцово»). В главу «Тверь» Радищев включил свою оду «Воль­ность», где восставшие расправляются с царем, забывшем о долге перед народом. Понятно, что книга Радищева была опасна са­модержавию; писатель был арестован и заключен в Петропав­ловскую крепость. Просвещенная царица Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».

А. Н. Радищев дал импульс к дальнейшему развитию крити­ческого реализма, явившись, по сути дела, его зачинателем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Радищев Александр Николаевич Идея возмездия тиранам в творчестве А. Н. Радищева