А. Н. Радищев — основоположник критического реализма
В русской литературе XVIII в., в целом развивающейся в рамках классицизма, был очень силен критический пафос, направленный против произвола властей. Это вносило реалистический момент в произведения и подготавливало почву для возникновения критического реализма.
Особенно большая роль в приближении литературы к жизни принадлежит Александру Николаевичу Радищеву (1749—1802). Его «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в форме путевых заметок. Разделение на главы по названиям почтовых станций между Петербургом и Москвой носит не формальный характер: писатель от деталей переходит к обобщению, от осуждения частных фактов к неприятию существующего порядка. Форма путевых заметок позволяла охватить широкие географические пространства и разные слои общества: дворян, чиновников, дворовых слуг, крепостных крестьян. В предисловии Радищев определил причину, побудившую его написать «Путешествие…»: «Я взглянул окрест меня — душа страданиями человечества уязвлена стала».
В «Путешествии…» впервые в русской литературе героем становится народ. Радищев с негодованием говорит о тяжелой жизни крестьян, которые вынуждены шесть дней в неделю работать на барина, на себя же остаются только ночи да праздники («Любани»); нищета крестьян поражает писателя («Пешки»), Крестьяне лишены элементарных человеческих прав: их продают, невзирая на былые заслуги, разделяя семьи между разными владельцами («Медное»); забирают молодых ребят на 25 лет в рекруты из-за свадебного стола, и молодая жена остается не то невестой, не то вдовой («Городня»), Радищев делает вывод, что «крестьянин в законе мертв».
Несмотря на все унижения, крестьяне сохраняют свое достоинство, не становятся рабами по натуре. Им свойственна большая моральная сила, высокие нравственные идеалы («Едрово», «Городня», «Клин»). Материал с сайта //iEssay.ru
А. С. Пушкин назвал «Путешествие из Петербурга в Москву» «сатирическим воззванием к возмущению». Действительно, Радищев сатирически изображает «грозную превосходительную особу» («Завидово»), жестокосердных крепостников, неправедных судей. В аллегорической части «Спасской полести» даже государь нарисован как «нечто, сидящее на престоле», окруженное льстивыми, подобострастными вельможами. Прямовзора снимает пелену с глаз царя, и он видит все в истинном свете. Основная идея «Путешествия…» — осуждение крепостнического самодержавного строя — предельно ясно выражена в эпиграфе, взятом из поэмы В.К. Тредиаковского «Тилемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (обло — круглое, жирное, озорно — творящее беззаконие, стозевно — имеющее сто глоток, все пожирающее, лаяй — лающее).
По всей книге разбросаны призывы к борьбе («Хотилов», «Зайцово»). В главу «Тверь» Радищев включил свою оду «Вольность», где восставшие расправляются с царем, забывшем о долге перед народом. Понятно, что книга Радищева была опасна самодержавию; писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Просвещенная царица Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».
А. Н. Радищев дал импульс к дальнейшему развитию критического реализма, явившись, по сути дела, его зачинателем.
Предыдущее | Ещё по теме: | Следующее |
---|---|---|
- | Радищев Александр Николаевич | Идея возмездия тиранам в творчестве А. Н. Радищева |