В чем причины нравственного падения Сальери? (по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)
А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую.
А. Пушкин. Моцарт и Сальери
В одной из своих «маленьких трагедий» «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин пытается раскрыть причины нравственного падения одного из самых талантливых композиторов своего века.
В начале трагедии мы слышим своеобразную исповедь Сальери, его размышления о своем призвании музыканта. Перед нами появляется образ трудолюбивого и настойчивого человека, который упорно стремится к желанной цели и, даже терпя неудачи, не теряет веры в себя.
Усильным, напряженным постоянствомЯ наконец в искусстве безграничномДостигнул степени высокой. Славамне улыбнулась...Сальери занимается любимым делом и от души радуется успехам друзей, его товарищей «в искусстве дивном». Даже самых талантливых из них, тех, которые превосходят его в постижении «глубоких, пленительных тайн» музыки, Сальери считает равными себе, потому что, пользуясь их открытиями, постоянно совершенствует свое мастерство.
Но вот появляется Моцарт, который не только пишет чудесные произведения, но и, кажется, сам рожден прекрасной музыкой. Создается впечатление, что все дается Моцарту легко, без труда, и с этим Сальери не может смириться:
Где ж правота, когда священный дар,Когда бессмертный гений — не в наградуЛюбви горящей, самоотверженья,Трудов, усердия, молений послан —А озаряет голову безумца,Гуляки праздного?..Сальери понимает, что он прежде всего — ремесленник, стремящийся поверить «алгеброй гармонию», и поэтому божественный дар, доставшийся легкомысленному и веселому Моцарту, воспринимает с гнетущим чувством зависти. И в то же время его раздражает, что соперник относится к посланному ему свыше таланту с легкостью и беспечностью, тогда как в словах самого Сальери постоянно слышится превосходство над обычными людьми, не имеющими доступа к тайнам музыки. Сальери искренне считает, что Моцарт «недостоин сам себя». Материал с сайта //iEssay.ru
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;Я знаю, я.Движимый завистью, ревностью и гордыней, Сальери наделяет себя правом судить другого человека, достигшего больших высот в своем деле, чем он сам. Он убеждает себя в том, что никто никогда не сможет повторить Моцарта, и поэтому его искусство губительно:
Что пользы, если Моцарт будет живИ новой высоты еще достигнет?Подымет ли он тем искусство? нет;Оно падет опять, как он исчезнет:Наследника нам не оставит он.Что пользы в нем?Так Сальери приходит к мысли отравить Моцарта. Говоря, что заботится о благе человечества и искусства, он обманывает сам себя. На мой взгляд, нет и не может быть прощения человеку, не только идущему на предательство друга и его убийство, но и лишившему мир неповторимого таланта.