Образы матери и дочерей Лариных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Одним из самых крупных и интересных произведений А. С. Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Г. Белинский по праву назвал «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман настолько многосторонен, что дает широкое и правдивое представление о жизни России первой четверти XIX века.
Многое из жизни провинциальных дворян мы узнаем из описания семьи Лариных, из рассказа об их жизни. Во время повествования автора мы улавливаем в его голосе когда добрую грусть, когда иронию, а когда и сожаление.
«Мирная» жизнь семейства Лариных «покойно катилась», в ней не было ничего неожиданного или беспокойного. Мало чем отличаясь от соседей, в быту они хранили «привычки милой старины», но не потому, что сознательно выбрали такой образ жизни, а по незнанию альтернатив. Поэтому-то многие поступки они совершали, не задумываясь, по привычке, и эта механичность вызывает у нас улыбку:
В день Троицы, когда народ,Зевая, слушает молебен,Умильно на пучок зариОни роняли слезки три...Дмитрий Ларин, сердечно любивший жену, «во всем ей веровал беспечно», он доверил ей ведение хозяйства и расходов. Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», но, когда дочери подросли, «умер в час перед обедом».
Ларина-мать, в отличие от мужа, любила читать. Она предпочитала романы Ричардсона, но не потому, что они ей действительно нравились, а потому что «ее московская кузина твердила часто ей об них». Мы видим, что общественное мнение здесь ценится гораздо выше собственных суждений, пристрастий. В молодости Лариной-старшей не удалось выйти замуж по любви, супруга ей нашли родители, хотя «она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле». Разумный муж увез ее в деревню, где она сперва «рвалась и плакала», но после привыкла «и довольна стала». Занимаясь хозяйством, самодержавно управляя мужем, Ларина вскоре позабыла о своей прошлой жизни, герои французских романов выветрились из ее головы. Она
С годами Ларина превратилась в «милую старушку», типичную представительницу своего круга, и то, что раньше для нее было ново и свежо, теперь превратилось в быт и рутину.
Дочери Лариных, Татьяна и Ольга, совсем непохожи друг на друга. Мы их видим с точки зрения разных людей. Ольга была всегда резва и весела, простодушна, она не любит задумываться ни о чем.
Глаза, как небо, голубые,Улыбка, локоны льняные,Движенья, голос, легкий стан.Все в Ольге...Такой ее видит влюбленный Ленский, родители, соседи. Однако автор и Онегин сразу же отметили обычность, заурядность девушки, бедность ее внутреннего мира, рассеянность, то, что «в чертах у Ольги жизни нет». Даже внешность ее внимательный Онегин воспринял довольно своеобразно:
Кругла, красна лицом она,Как эта глупая луна...Совсем другой была Татьяна. Она не блистала «ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной», но глубокий, богатый, самобытный внутренний мир превращал всю жизнь ее в поэзию. Бесконечно любящая природу, воспитанная на «преданьях простонародной старины», зачитывающаяся сентиментальными романами, Татьяна была
...от небес одаренаВоображением мятежным,Умом и волею живой,И своенравной головой,И сердцем пламенным и нежным...Застенчивая, простая, искренняя, молчаливая, любящая уединение, она так сильно отличалась от окружающих, что даже в своей родной семье казалась «девочкой чужой». Однако для автора, а в конце романа — и для Онегина в Татьяне воплотился идеал русской женщины — умной и чувствующей, но простой, естественной.
Особенно ярко различие сестер проявляется в любви. Любящий человек не может лгать, он открыт и доверчив и потому зачастую беззащитен перед окружающим миром. Создается впечатление, что ветреная и недалекая Ольга не способна на глубокие всепоглощающие чувства. В любви ее привлекает внешняя сторона: ухаживания, комплименты, заигрывания. Она невнимательна к тем, кто ее любит, поэтому и не замечает обиды Ленского во время бала, его изменившегося поведения и настроения перед дуэлью. Смерть Ленского она переживает настолько легко, что вскоре выходит замуж за улана, возможно, прельстившись красивым мундиром.
А что же Татьяна? Кажется, ее впечатлительная натура была подготовлена к большой любви с самого детства, но неизменно узнавала и отталкивала все неискреннее, фальшивое, «кажущееся». Материал с сайта //iEssay.ru
Татьяна ждала человека умного, умеющего чувствовать и переживать, способного понять и принять ее богатую и щедрую душу. Такого человека она узнала в Онегине и навсегда отдала ему свое сердце. Даже поняв свою ошибку, пережив отказ, она остается верной своему чувству, которое не только принесло ей много страданий, но и очистило, обогатило ее, проверило на прочность ее принципы, идеалы, ценности. И в горе, и в радости Татьяна предстает перед нами цельной и самодостаточной, поэтому трагедии и страдания лишь укрепляют ее, помогают научиться новым способам поведения.
Даже став княгиней, светской дамой, Татьяна остается простой и искренней, хоть и научается не доверять всем людям без разбора. Ей чужды кокетство и жеманство, свойственные иным представительницам «высшего света», потому что она никогда не изменяла своим идеалам и ценностям, продолжала любить как свой народ с его богатой историей, так и свой внутренний мир.
По мнению Пушкина, в Татьяне Лариной гармонически сочетаются лучшие качества русского характера, поэтому-то она и остается для автора «милым идеалом» русской женщины.