Молодой дворянин Евгений Онегин, порядочно образованный, рано оставшись без отца, который 'давал три бала ежегодно и промотался наконе
Тема: Евгений Онегин

Краткий сюжет романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с использованием стихотворных вставок

Молодой дворянин Евгений Онегин, по­рядочно образованный, рано оставшись без отца, который «давал три бала ежегод­но и промотался наконец», ведет светский образ жизни, пользуется успехом у «судей решительных и строгих» и у дам. Его день проходит в посещении балов, театров, обе­дов с друзьями в лучших ресторанах Пе­тербурга. Впоследствии этот образ жизни ему надоедает, он ощущает пустоту свет­ского времяпрепровождения, пытается окунуться в чтение и сочинительство. Но «как женщин, он оставил книги» и «труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Онегин впадает в сплин, вер­нее, в русскую хандру. В это время он по­лучает известие о смертельной болезни дяди, которого он почти не знал, хотя и оказался его единственным наследником. В грустных размышлениях о том, «какая скука / С больным сидеть и день и ночь, / Не отходя ни шагу прочь!», он едет в де­ревню дяди. Но «Его нашел уж на столе, / Как дань готовую земле».

Онегин начинает заниматься в деревне некоторыми преобразованиями, напри­мер «ярем он барщины старинной обро­ком легким заменил; и раб судьбу благос­ловил».

Нововведения Онегина были враждеб­но встречены соседями, которые решили, что он «опаснейший чудак», тем более что знакомств с ними он поддерживать не на­меревался. Сдружился он лишь с Лен­ским, молодым помещиком, выпускни­ком Геттингенского университета. «Меж ими все рождало споры», но, несмотря на различия в их мировидении, они стали друзьями. Ленский знакомит Онегина с семьей Лариных, в которой живут две сес­тры — Ольга, возлюбленная Ленского, и Татьяна. Татьяна полюбила Онегина и первая в письме призналась ему в своих чувствах. Оценив духовный мир Татьяны, глубину ее чувства, Онегин все же не ре­шился ответить ей взаимностью, так как дорожил своей свободой. Происходит объ­яснение в саду, в котором он заявляет, что «не создан для блаженства».

На балу у Лариных в честь именин Та­тьяны возникает конфликт между Онеги­ным и Ленским, приревновавшим Ольгу. Конфликт зашел так далеко, что закон­чился дуэлью между бывшими друзьями. Прогрессивно мыслящий Онегин не смог воспротивиться старым дворянским тра­дициям и светскому этикету, хотя и пони­мал бессмысленность дуэли — вызов при­нял. Ленский был убит. Находясь в со­стоянии духовного кризиса, Онегин уез­жает в странствие. Татьяна посещает име­ние Онегина, много времени проводит в его кабинете, знакомится с книгами и начинает понимать его духовный мир.

По настоянию матери она с семьей едет в Москву, где ее выдают замуж за генерала, героя Отечественной войны 1812 года.

Вернувшись из путешествия, на одном из петербургских балов Евгений встречает Татьяну. Теперь она светская красавица, превосходящая и нарядами, и поведени­ем, внешней и внутренней красотой из­вестных красавиц, которые при всей осле­пительности не могли затмить Татьяну. У Онегина просыпается глубокое чувство к Татьяне и раскаяние, что в прежние го­ды он не принял ее непосредственной де­вичьей любви.

Теперь уже он пишет любовное и одно­временно покаянное послание, просит свидания. Теперь уже отповедь звучит со стороны Татьяны. Она также искренна, она также любит Онегина, но она верна своему долгу: человеку, с которым соеди­нила свою судьбу. «Но я другому отдана и буду век ему верна» — так завершается свидание Татьяны и Евгения, так завер­шается сюжет романа.

Рассказывая об Онегине, целесообразно со­здать его портрет-характеристику или историю его жизни. Решая этот вопрос, нужно помнить, что Оне­гин в начале романа отличен от того, каким мы ви­дим его в конце.

Остановимся на истории жизни Онеги­на и эволюции его образа. В предшеству­ющих ответах были подробно освещены юность героя романа в Петербурге, его разочарованность в великосветской жиз­ни, приезд в деревню, дружба с Ленским, знакомство с Лариными, любовь Татьяны к Онегину, конфликт, возникший на име­нинах Татьяны, дуэль с Ленским. Было рассказано об отъезде Онегина в путеше­ствие и возвращение в Петербург, о но­вой встрече с героиней и вспыхнувшей к ней страстной любви. Как же меняется Онегин на протяжении всего романа, создававшегося автором в течение цело­го десятилетия? Как утверждает извест­ный исследователь творчества Пушкина Г. А. Гуковский, эволюция Онегина про­ходит через три этапа и претерпевает три основных испытания, в которых меняется его прежний образ и по-новому складыва­ется его характер. Онегин освобождается от влияния вырастившего его света и дви­жется в направлении подлинного челове­ческого, а может быть, и гражданского достоинства. К таким испытаниям иссле­дователь относит преступление (убийство Ленского на дуэли), познание родины (пу­тешествие) и любовь. Пушкин отвергает дуэль как исполнение кодекса дворянской чести. Онегин сам осуждает себя, что при­нял вызов Ленского, и признает себя «мя­чиком предрассуждений», но он пока еще повинуется закону света и боится сплетен, шепота, хохочущих глупцов. Сомнения его пока все же решаются в пользу этих неписаных законов. На протяжении всей шестой главы в Онегине борются челове­ческие черты с условностями, принятыми в светском обществе. Вот как Пушкин оценивает поступок героя: «Убив на по­единке друга…», «Поэт, задумчивый меч­татель, Убит приятельской рукой…».

Для Онегина дуэль стала началом пере­лома в сознании. Его хандра стала приоб­ретать новый смысл. Его преследует образ убитого друга, мучит совесть, и это окон­чательно разъединяет его с «высшим све­том», к которому он принадлежал. Лен­ский убит во имя сохранения традиций, норм и правил поведения дворянского об­щества.

В восьмой главе Онегин, прошедший сквозь новые испытания, получивший но­вые впечатления о жизни подлинной Рос­сии, возвращается в Петербург, который стал ему чужим.

Для всех он кажется чужим,
Мелькают лица перед ним,
Как ряд докучных привидений.

И если в первой главе светское общест­во изображено достаточно скучным, вы­зывающим разочарование мыслящей лич­ности, то теперь оно изображено резко сатирически. Эта новая тональность в изо­бражении и оценке света, петербургской знати отражает новое содержание Личнос­ти Онегина. В связи с этим Гуковский называет восьмую главу «патетическим гражданским проклятием свету». В этой главе Онегин уже не контрастен Татьяне, он приближен к ее внутреннему миру, становится на один уровень с ней в пони­мании истинных ценностей жизни.

Рисуя Онегина в первой главе, Пушкин измерял его опустошенность тем, что для него были закрыты три стихии, три высо­кие страсти — свобода, творчество (поэ­зия) и любовь. Все эти сферы духа по-настоящему открылись в Онегине в восьмой главе. Так, если попытки читать в первой главе не увенчались успехом, то теперь «стал вновь читать он без разбора…». С чтением к нему пришли образы человеч­ности, чистоты, близкие Татьяне фольк­лорные образы. Вот что глубоко стало вол­новать Онегина: Материал с сайта //iEssay.ru

То были тайные преданья
Сердечной, темной старины,
Ни с чем не связанные сны,
Угрозы, толки, предсказанья,
Иль длинной сказки взор живой,
Иль письма девы молодой.

Гуковский обращает особое внимание на XXXVII строфу восьмой главы. «Оне­гин как бы окидывает взором весь прой­денный им путь, и вместе с ним Пушкин вновь, с поразительной сжатостью, повто­ряет три этапа его воспитания и духовно­го возрождения — убийство, обществен­ное обновление и любовь:

И постепенно в усыпленье
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит!

Это первый этап: раскаяние, навсегда оставившее рану в сердце Онегина и мно­гозначительное напоминание бездушного возгласа Зарецкого, как символ отвергну­той обновляющимся Онегиным его преж­ней среды и его душевной лени и опусто­шенности…»

Любовь предстает Онегину не в образе блестящей княгини, а в образе деревен­ской девушки из третьей главы романа, Онегин любит прежнюю Татьяну, остав­шуюся прежней и в петербургских сало­нах. Понимание ее такой, как она есть, — это существенный признак перерождения Евгения. Вместе с истинной любовью и глубокой духовной жизнью ему стал до­ступен и мир истинной поэзии. Вырази­тельны слова Белинского о том новом Оне­гине, который предстает перед читателем в восьмой главе: «Онегину не суждено бы­ло умереть, не отведав из чаши жизни: страсть сильная и глубокая не Замедли­ла возбудить дремавшие в тоске силы его духа».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • цитаты когда онегину надоедает светская жизнь
  • как меняется онегин на протяжении романа
  • рассказывая об онегине целесообразно
  • как онегин познакомился с семьей лариных?
  • евгений онегин краткое содержание слушать онлайн
Материал с сайта http://iEssay.ru