Краткий сюжет романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с использованием стихотворных вставок
Молодой дворянин Евгений Онегин, порядочно образованный, рано оставшись без отца, который «давал три бала ежегодно и промотался наконец», ведет светский образ жизни, пользуется успехом у «судей решительных и строгих» и у дам. Его день проходит в посещении балов, театров, обедов с друзьями в лучших ресторанах Петербурга. Впоследствии этот образ жизни ему надоедает, он ощущает пустоту светского времяпрепровождения, пытается окунуться в чтение и сочинительство. Но «как женщин, он оставил книги» и «труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Онегин впадает в сплин, вернее, в русскую хандру. В это время он получает известие о смертельной болезни дяди, которого он почти не знал, хотя и оказался его единственным наследником. В грустных размышлениях о том, «какая скука / С больным сидеть и день и ночь, / Не отходя ни шагу прочь!», он едет в деревню дяди. Но «Его нашел уж на столе, / Как дань готовую земле».
Онегин начинает заниматься в деревне некоторыми преобразованиями, например «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил».
Нововведения Онегина были враждебно встречены соседями, которые решили, что он «опаснейший чудак», тем более что знакомств с ними он поддерживать не намеревался. Сдружился он лишь с Ленским, молодым помещиком, выпускником Геттингенского университета. «Меж ими все рождало споры», но, несмотря на различия в их мировидении, они стали друзьями. Ленский знакомит Онегина с семьей Лариных, в которой живут две сестры — Ольга, возлюбленная Ленского, и Татьяна. Татьяна полюбила Онегина и первая в письме призналась ему в своих чувствах. Оценив духовный мир Татьяны, глубину ее чувства, Онегин все же не решился ответить ей взаимностью, так как дорожил своей свободой. Происходит объяснение в саду, в котором он заявляет, что «не создан для блаженства».
На балу у Лариных в честь именин Татьяны возникает конфликт между Онегиным и Ленским, приревновавшим Ольгу. Конфликт зашел так далеко, что закончился дуэлью между бывшими друзьями. Прогрессивно мыслящий Онегин не смог воспротивиться старым дворянским традициям и светскому этикету, хотя и понимал бессмысленность дуэли — вызов принял. Ленский был убит. Находясь в состоянии духовного кризиса, Онегин уезжает в странствие. Татьяна посещает имение Онегина, много времени проводит в его кабинете, знакомится с книгами и начинает понимать его духовный мир.
По настоянию матери она с семьей едет в Москву, где ее выдают замуж за генерала, героя Отечественной войны 1812 года.
Вернувшись из путешествия, на одном из петербургских балов Евгений встречает Татьяну. Теперь она светская красавица, превосходящая и нарядами, и поведением, внешней и внутренней красотой известных красавиц, которые при всей ослепительности не могли затмить Татьяну. У Онегина просыпается глубокое чувство к Татьяне и раскаяние, что в прежние годы он не принял ее непосредственной девичьей любви.
Теперь уже он пишет любовное и одновременно покаянное послание, просит свидания. Теперь уже отповедь звучит со стороны Татьяны. Она также искренна, она также любит Онегина, но она верна своему долгу: человеку, с которым соединила свою судьбу. «Но я другому отдана и буду век ему верна» — так завершается свидание Татьяны и Евгения, так завершается сюжет романа.
Рассказывая об Онегине, целесообразно создать его портрет-характеристику или историю его жизни. Решая этот вопрос, нужно помнить, что Онегин в начале романа отличен от того, каким мы видим его в конце.
Остановимся на истории жизни Онегина и эволюции его образа. В предшествующих ответах были подробно освещены юность героя романа в Петербурге, его разочарованность в великосветской жизни, приезд в деревню, дружба с Ленским, знакомство с Лариными, любовь Татьяны к Онегину, конфликт, возникший на именинах Татьяны, дуэль с Ленским. Было рассказано об отъезде Онегина в путешествие и возвращение в Петербург, о новой встрече с героиней и вспыхнувшей к ней страстной любви. Как же меняется Онегин на протяжении всего романа, создававшегося автором в течение целого десятилетия? Как утверждает известный исследователь творчества Пушкина Г. А. Гуковский, эволюция Онегина проходит через три этапа и претерпевает три основных испытания, в которых меняется его прежний образ и по-новому складывается его характер. Онегин освобождается от влияния вырастившего его света и движется в направлении подлинного человеческого, а может быть, и гражданского достоинства. К таким испытаниям исследователь относит преступление (убийство Ленского на дуэли), познание родины (путешествие) и любовь. Пушкин отвергает дуэль как исполнение кодекса дворянской чести. Онегин сам осуждает себя, что принял вызов Ленского, и признает себя «мячиком предрассуждений», но он пока еще повинуется закону света и боится сплетен, шепота, хохочущих глупцов. Сомнения его пока все же решаются в пользу этих неписаных законов. На протяжении всей шестой главы в Онегине борются человеческие черты с условностями, принятыми в светском обществе. Вот как Пушкин оценивает поступок героя: «Убив на поединке друга…», «Поэт, задумчивый мечтатель, Убит приятельской рукой…».
Для Онегина дуэль стала началом перелома в сознании. Его хандра стала приобретать новый смысл. Его преследует образ убитого друга, мучит совесть, и это окончательно разъединяет его с «высшим светом», к которому он принадлежал. Ленский убит во имя сохранения традиций, норм и правил поведения дворянского общества.
В восьмой главе Онегин, прошедший сквозь новые испытания, получивший новые впечатления о жизни подлинной России, возвращается в Петербург, который стал ему чужим.
Для всех он кажется чужим,Мелькают лица перед ним,Как ряд докучных привидений.И если в первой главе светское общество изображено достаточно скучным, вызывающим разочарование мыслящей личности, то теперь оно изображено резко сатирически. Эта новая тональность в изображении и оценке света, петербургской знати отражает новое содержание Личности Онегина. В связи с этим Гуковский называет восьмую главу «патетическим гражданским проклятием свету». В этой главе Онегин уже не контрастен Татьяне, он приближен к ее внутреннему миру, становится на один уровень с ней в понимании истинных ценностей жизни.
Рисуя Онегина в первой главе, Пушкин измерял его опустошенность тем, что для него были закрыты три стихии, три высокие страсти — свобода, творчество (поэзия) и любовь. Все эти сферы духа по-настоящему открылись в Онегине в восьмой главе. Так, если попытки читать в первой главе не увенчались успехом, то теперь «стал вновь читать он без разбора…». С чтением к нему пришли образы человечности, чистоты, близкие Татьяне фольклорные образы. Вот что глубоко стало волновать Онегина: Материал с сайта //iEssay.ru
Гуковский обращает особое внимание на XXXVII строфу восьмой главы. «Онегин как бы окидывает взором весь пройденный им путь, и вместе с ним Пушкин вновь, с поразительной сжатостью, повторяет три этапа его воспитания и духовного возрождения — убийство, общественное обновление и любовь:
И постепенно в усыпленьеИ чувств и дум впадает он,А перед ним воображеньеСвой пестрый мечет фараон.То видит он: на талом снеге,Как будто спящий на ночлеге,Недвижим юноша лежит,И слышит голос: что ж? убит!Это первый этап: раскаяние, навсегда оставившее рану в сердце Онегина и многозначительное напоминание бездушного возгласа Зарецкого, как символ отвергнутой обновляющимся Онегиным его прежней среды и его душевной лени и опустошенности…»
Любовь предстает Онегину не в образе блестящей княгини, а в образе деревенской девушки из третьей главы романа, Онегин любит прежнюю Татьяну, оставшуюся прежней и в петербургских салонах. Понимание ее такой, как она есть, — это существенный признак перерождения Евгения. Вместе с истинной любовью и глубокой духовной жизнью ему стал доступен и мир истинной поэзии. Выразительны слова Белинского о том новом Онегине, который предстает перед читателем в восьмой главе: «Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни: страсть сильная и глубокая не Замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа».