Пушкин создал два стихотворения с одинаковым названием: 'Воспоминания в Царском Селе'. Когда он написал первое стихотворение под таким н
Тема: Общие темы

Вопросы и ответы к теме «Творчество А. С. Пушкина»

  1. Пушкин создал два стихотворения с одинако­вым названием: «Воспоминания в Царском Селе». Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым поэтом XVIII века Державиным?
  2. Первое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» написано в 1814 году и было предназначено для прочтения на эк­замене. «Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Дер­жавина. Я не в силах описать состояние души моей, когда дошел я до стиха, где упоминается имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом».

    О громкий век военных споров,
    Свидетель славы россиян!
    Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
    Потомки грозные славян,
    Перуном Зевсовым победу похищали;
    Их смелым подвигам страшась дивился мир;
    Державин и Петров героям песнь бряцали
    Струнами громозвучных лир.

    Известна восторженная реакция на это стихотворение самого Державина, кото­рая дала Пушкину повод впоследствии написать:

    Старик Державин нас заметил
    И, в гроб сходя, благословил.

    Гаврила Романович Державин скончал­ся в 1816 году, спустя два года после упо­мянутого лицейского экзамена. Пушкин прав, благословение было дано незадолго до смерти. В нем Державин увидел своего преемника в поэзии.

  3. Романтики рассматривали творчество любого поэта как один огромный автобиографический ро­ман. Пушкин стоял в центре интеллектуально-идей­ной жизни своей эпохи. Могут ли два этих важных соображения дать нам право сказать, что и творче­ство Пушкина — огромный автобиографический ро­ман, рисующий его эпоху, или такое утверждение требует оговорок и ограничений?
  4. Творчество Пушкина — не только ог­ромный автобиографический роман, хотя его биография, духовный рост, формиро­вание нравственных убеждений, эстети­ческих позиций рассматриваются в кон­тексте эпохи. Его творчество охватывало полностью духовную жизнь эпохи. Для характеристики его значения в создании картины эпохи, ее интеллектуально-идейной жизни могло бы подойти определение В.  Г. Белинского, примененное им к рома­ну «Евгений Онегин», — «энциклопедия русской жизни». Итак, творчество вели­кого русского поэта — это и автобиогра­фический роман, и, что шире, — энцикло­педия эпохи. Пушкин дал глубокий ана­лиз основным событиям своего времени, господствующим теориям и концепциям и,  конечно, литературным направлениям и движениям.

  5. Пушкин любил путешествия, поездки. Какие суждения о дороге вы нашли в строках прозы и сти­хов Пушкина?
  6. В романе «Евгений Онегин» дано выра­зительное описание современных ему до­рог и путешествий, а также мечты о доро­гах будущего:

    Со временем (по расчисленью
    Философических таблиц,
    Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
    У нас изменятся безмерно:
    Шоссе Россию здесь и тут,
    Соединив, пересекут.
    Мосты чугунные чрез воды
    Шагнут широкою дугой,
    Раздвинем горы, под водой
    Пророем дерзостные своды,
    И заведет крещеный мир
    На каждой станции трактир.

    Это мечта Пушкина. А в его время?

    Теперь у нас дороги плохи,
    Мосты забытые гниют,
    На станциях клопы да блохи
    Заснуть минуты не дают;
    Трактиров нет. В избе холодной
    Высокопарный, но голодный
    Для виду прейскурант висит
    И тщетный дразнит аппетит,
    Меж тем, как сельские циклопы
    Перед медлительным огнем
    Российским лечат молотком
    Изделье легкое Европы,
    Благословляя колеи
    И рвы отеческой земли.

    Зимняя дорога более приятна («Езда приятна и легка», «дорога зимняя глад­ка», «неутомимы наши тройки»).

  7. Проследите за тем, как изменил Пушкин на­звания своих маленьких трагедий: «Чумный город» — «Пир во время чумы», «Скупой» — «Скупой ры­царь»; «Зависть» — «Моцарт и Сальери»; «Дон Жуан» — «Каменный гость». Как видим, окончательные названия подчеркивают конфликт. Попробуйте по­рассуждать на эту тему.
  8. Изменение названий драматических произведений, объединенных в цикл «Ма­ленькие трагедии», в окончательном ва­рианте действительно более ярко высве­чивают конфликт пьес и выражают отно­шение автора к данному конфликту и его участникам. Интересно название «Скупой рыцарь». У Мольера есть комедия «Ску­пой». Стало быть, называть так же траге­дию, во-первых, Пушкину было нецелесо­образно. Во-вторых, в названии «Скупой рыцарь» содержится некое нарочитое про­тиворечие, конфликт между скупостью и рыцарством, что на первый взгляд кажет­ся несовместимым, потому что рыцарь должен быть бескорыстным. Обозначает­ся конфликт «человек-деньги». Слово «рыцарь» возводит скупость на уровень трагической страсти.

    Смысл трагедии «Моцарт и Сальери» не ограничивается проблемой зависти. Вы­членение какой-либо другой проблемы в заголовке, например гений и злодей­ство, также не смогло бы масштабно пред­ставить подлинный конфликт трагедии, который заключается в антитезе фило­софских и жизненных установок Моцар­та и Сальери. Сальери пытается проти­вопоставить свою волю бытийным и нрав­ственным законам жизни. Именно потому автор решил вынести в название трагедии имена композиторов одной эпохи и тем са­мым обозначить конфликт.

    Изменение названия трагедии «Дон Жуан» на «Каменный гость» выводит на первый план тему возмездия за соде­янные преступления, притом возмездие осуществляется, когда дон Гуан раска­ялся и обретает новую жизнь. Тем са­мым кара, осуществляемая статуей Ко­мандора, усиливает трагичность сюжета пьесы.

    Как и некоторые мои сверстники, я прочитал «Маленькие трагедии» еще в восьмом классе. Они заставили задумать­ся над моральными и философскими про­блемами, которые всегда актуальны, о вечных духовных ценностях, человече­ских пороках и добродетели.

  9. По романтическим канонам поэт — «странный человек». Пушкин же пришел к утверждению, что поэт «просто человек». Какое из этих утверждений кажется вам верным? Согласитесь или поспорьте с поэтом.
  10. Поэт — человек, которому ничто чело­веческое не чуждо. Однако он обладает особым талантом, особым видением жиз­ни, интуицией, порой даром пророчества. Поэт склонен к вдохновению, которое спо­собствует рождению прекрасных поэтиче­ских шедевров. «Странный человек» в ро­мантическом понимании означает поэта, отрешенного от реальной действительнос­ти, пребывающего в своем творческом во­ображении либо в рыцарском прошлом, либо в мире мистики. Однако даже в ро­мантический период своего творчества Пушкин всегда был прочно связан с ре­альностью и воспринимал жизнь с пози­ций «просто человека». Это его качество в сочетании с исключительной гениально­стью и прозорливостью поэта-пророка по­могло созданию его значительных в нрав­ственно-философском и художественном отношении произведений лирического и лироэпического родов литературы, а так­же прекрасных образцов прозы и драма­тургии.

  11. Как вы понимаете суждение: «…Пушкин обладал активным, одухотворяющим окружающую жизнь гением: он не подчинился окружающему, а преобразовал его»?
  12. Прав ли исследователь, утверждая, что «если ли­тература сохранила в обществе свой нравственный авторитет, а читатель XIX века смотрел на писателя как на свою совесть, то в этом — бесспорная историческая заслуга Пушкина»? Материал с сайта //iEssay.ru

    Суждение исследователя совершенно справедливо. Творчество Пушкина обо­значило новый этап в развитии русского языка и русской литературы, с особой ос­тротой проникало в сознание читателя, формировало его духовный мир, нравст­венные понятия. Одной из самых главных особенностей его произведений была ог­ромная вера в человека, в исторический прогресс, оптимизм даже в самых траги­ческих обстоятельствах жизни человека. Чего стоит фраза из его стихотворения «Печаль моя светла…», ставшая крыла­тым выражением. Ценности любви, друж­бы, вечного, не прекращающегося движе­ния жизни, естественной смены поколе­ний ради сохранения самой жизни, значение совести для простого человека и властителя — во многом открыты нам (и читателям прошлого) пушкинскими творениями. Не зря в свое время, призна­вая неоспоримое влияние Пушкина на дальнейшее развитие литературы, говори­лось о пушкинском направлении в лите­ратуре, отдельный этап в развитии рус­ской поэзии был назван «пушкинской по­рой». В своей речи на открытии памят­ника Пушкину в 1880 году Ф. М. Достоев­ский говорил о нем как о русском наци­ональном поэте, поэте-пророке, указав­шем путь к подлинной гармонии, жизни по единому евангельскому закону, к брат­скому согласию всех племен и народов. Не случайно, что на открытие памятника съехались представители всех литератур­ных течений и группировок: западни­ки, славянофилы, почвенники, М. Н. Кат­ков и его сторонники и т. д. В речи И. С. Тургенева звучала мысль, что лю­бовь к А. С. Пушкину означает свободу, потому что в его поэзии заключена возвы­шающая человека нравственная сила. Пушкинское творчество настолько богато идеями и многогранно, что люди разных национальностей и убеждений черпали и черпают из него то, что им особенно близ­ко и дорого, а это способно объединить их на гуманистической основе.

  13. «Если жизнь тебя обманет…», Элегия. Первое из этих стихотворений было написано в период михайловской ссылки, в 1825 году, в одно время с таким стихотворением, как «Вакхическая песня», торжество жизни, разума, творчества. «Эле­гия» относится к 1830 году — периоду уже зрелой лирики поэта. Сравните два стихотворения по настроению и способу выражения его, отношению к творчеству, пониманию смысла человеческого существования.
  14. Общее настроение лирического героя в обоих стихотворениях оптимистично. Хо­тя обман и уныние для него в жизни неиз­бежны, взгляд его обращен в будущее, ко­торому приписывается особая мудрость приятия всех без исключения событий прошлых лет. В таком взгляде на мир ощущаются эпикурейские настроения и легкость, с которой юность проживает житейские невзгоды.

    В стихотворении «Элегия» лирический герой предстает зрелым человеком, оце­нивающим и бывшее веселье, и печаль промелькнувшей юности, и нынешнее уныние одинаково трезво. Также и бу­дущее представляется ему не безоблач­ным — «волнующим морем», но герой ощущает определенную независимость душевного настроя от внешних событий, он готов «мыслить и страдать», готов к горестям и верит «в минуты наслаж­денья» от гармонии творчества и возмож­ной любви.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Вопросы и ответы к теме «Пушкин-ли­цеист» Пушкин Александр Сергеевич -