Виктор Олегович Пелевин (род. в 1967 г.) - один из самых популярных писателей современности. По словам критика В. Курицина, 'Пелевин возвратил
Тема: Жизнь и творчество поэта

О жизни и творчестве В. О. Пелевина

Виктор Олегович Пелевин (род. в 1967 г.) — один из самых популярных писателей современности. По словам критика В. Курицина, «Пелевин возвратил русской литературе главное ее достоинство — читателя». Первой публикацией является сказка «Колдун Игнат и люди», напечатанная в журнале «Химия и жизнь» в 1989 г. Несмотря на молодость, в 1993 г. Пелевин получил Малую Букеровскую премию за сборник рассказов «Синий фонарь». Наи­более популярные его произведения: «Омон Ра» (1992), «Жизнь насекомых» (1993), «Чапаев и Пустота» (1999), «Поколение П» (1999). Они все по своему идейному содержанию и художественным сред­ствам изображения относятся исследователями к постмодернист­ской литературе.

Повесть «Омон Ра» по форме представляет собой антиутопию, а по содержанию пересказ советских мифов о подвигах во имя социа­листической идеи. От истинно советского человека требовалось максимум самоотречения, готовность пожертвовать всем ради Ро­дины, партии, коллектива. В соответствии с этим действительно создавались мифы о людях, отдавших жизнь за священные ценно­сти социализма как в военное, так и в мирное время, в различных обстоятельствах — в бою, у станка, в тылу врага и т.д. При про­славлении подвига люди, их совершившие, сами становились ми­фами (Александр Матросов, Алексей Маресьев, Юрий Гагарин и т.д.). Пелевин так определил содержание своей повести: «Эта книга совсем не о космической программе, она о внутреннем космо­се советского человека. Поэтому она и посвящена «героям советско­го космоса» — можно было, наверное, догадаться, что советского космоса за пределами атмосферы нет. С точки зрения внутреннего пространства личности, весь советский проект был космическим, но был ли советский космос достижением — большой вопрос». Автор переосмысливает разнообразные культурные символы советской эпохи: кинотеатр «Космос», пионерлагерь «Ракета», ВДНХ. Книга названа по имени главного героя — Омона Ра. Настоящая фами­лия его была Кривомазов, несущая в произведении несколько зна­чений. «Омон — имя не особо частое и, может, не самое лучшее, ка­кое бывает. Меня так назвал отец, который всю жизнь проработал в милиции и хотел, чтобы я тоже стал милиционером». Когда герой был маленьким, с ним зачастую сидела соседская старуха. Она рас­сказывала истории о богах. « Особенно мне нравился Ра, бог, кото­рому доверились много тысяч лет назад древние египтяне, — нра­вился, наверное, потому, что у него была соколиная голова, а летчиков, космонавтов и вообще героев по радио часто называли соколами». В процессе развертывания сюжета герой одновременно с читателем переживает крушение иллюзий в отношении советской космонавтики и ее достижений, т.к. «единственным пространством, где летали звездолеты коммунистического будущего, … было соз­нание советского человека». Но, несмотря на это, в реальности суще­ствуют все атрибуты, утверждающие обратное: общественное мне­ние, средства наглядной агитации и массовой пропаганды. Таким образом, за неумением достигнуть грандиозных целей усиленно и умело создается миф о социалистических подвигах. Происходит пе­реосмысление действительно существующего мифа. Материал с сайта //iEssay.ru

В романе можно выделить два основных идейных пласта. Пер­вый, направлен на развенчивание мифа о советской космонавтике и о самоотверженном подвиге советского человека. Второй, глубин­ный, уровень посвящен реальным философским проблемам. Одни из них, например, идея буддистского мировосприятия, идея сомне­ния в существовании реальности, изложены более основательно, другие — о свободе человека, о том, что самое лучшее в жизни ви­дишь как бы краем глаза и т.д. — только затронуты, и решение их остается под большим вопросом. Это является и элементом игры, в которую вводятся атрибуты модных в настоящее время религий, которые в романе тесно сплетаются с современностью. Несоответст­вие привлекает читателя и плодотворно используется представите­лями постмодернизма. Подобные идеи очень тесно сопрягаются с этой философией. Для их отражения автор активно использует приемы, характерные для постмодернистской эстетики.

Главный герой является единственным героем в полном смысле слова, остальные персонажи лишь выполняют определенные функ­ции. При этом наблюдается повышенная рефлексия героя, благо­даря чему его юношеские и взрослые ощущения образуют нераз­рывное единство.

Новой, оригинальной чертой является компьютерность, вирту­альность пелевинской изобразительной манеры, дающие автору более широкие возможности в процессе творчества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Пелевин Виктор Олегович -