«Высокая болезнь» Б. Пастернака
Проходят годы, — все — в тени.
Рождается троянский эпос...
Б. Пастернак. Высокая болезнь
В поэме замечательного поэта и переводчика Б. Пастернака «Высокая болезнь» отразились его размышления не только о сложном времени начала XX века, но и о природе искусства, о непростом назначении поэта. Исторически уже сложилось так, что люди искусства пропускают через себя боль и проблемы эпохи — и тем самым как бы раскрывают, обнажают их, делают более доступными для понимания следующих поколений.
Поэма «Высокая болезнь» вся построена как бы из фрагментов — воспоминаний и раздумий автора, в которых отразилось его отношение к происходящим событиям, к людям. Намеренная разорванность, внутренняя динамика повествования позволили поэту передать ход и ритм времени, неукротимое движение исторического процесса.
Сбиваясь с ног от беготни,Приносят весть: сдается крепость.Не верят, верят, жгут огни,Взрывают своды, ищут входа,Выходят, входят, идут дни,Проходят месяцы и годы.Жизнь, окружающая поэта, полна не только величия, но и смуты, беспокойства, страданий, неуверенности в завтрашнем дне. Это — переходное время, когда «рождается троянский эпос». Однако, с другой стороны, Пастернаку понятна вся беспощадность века, когда действительность больше похожа на содом, когда многие, не умея разобраться с новшествами эпохи, бросались «от книг на пики и на штыки», когда не дает покоя «сосущий клекот лихолетья», принося то голод, то разруху, то болезни.
Все эти испытания, выпавшие на долю народа, словно проверяют его на прочность и веру, в то же время постоянно обрекая на лишения и жертвы. Жизнь для многих становится ожиданием смерти.
И сон застигнутой врасплохЗемли похож был на родимчик,На смерть, на тишину кладбищ,На ту особенную тишь,Что спит, окутав округ целый...Призвание поэта, который часто первым чувствует приближающиеся изменения и по-другому, чем обычные люди, на них реагирует, Пастернак называет «высокой болезнью». Поэт и другие творческие личности всегда общались с миром на равных, и это налагало на них огромную ответственность всегда быть честным перед временем и собой («я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза»), они не имеют права даже на случайные ошибки.
Благими намереньями вымощен ад.Установился, взгляд,Что, если вымостить ими стихи, —Простятся все грехи.Все это режет слух тишины,Вернувшейся с войны.Пастернак говорит и о трагичности положения поэта, который во времена грозной смены событий иногда вынужден выступать не в роли активного деятеля, а в роли пассивного свидетеля, летописца истории. Поэтому он называет свое творчество «музыкой во льду», «музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов»:
Мы были музыкою мысли,Наружно сохранявшей ход,Но в стужу превращавшей в ледЗаслякоченный черный ход.Но были и такие поэты как Маяковский, сумевший настолько проникнуться идеями революции, что подчинил все свое творчество нуждам эпохи и старался быть активным участником построения новой жизни.
А сзади, в зареве легенд,Дурак, герой, интеллигентВ огне декретов и рекламГорел во славу темной силы...Печатал и писал плакатыПро радость своего заката.О себе Пастернак говорит, что он «трезво шел по трезвым рельсам». Оглядываясь по сторонам, он видел, что все вокруг «смотрело полным погорельцем, отказываясь наотрез когда-нибудь подняться с рельс». И в то же время ему открывалась вся безысходность существования царского самодержавия и призрачность будущего: Материал с сайта //iEssay.ru
И уставал орел двуглавый...От стягивавшейся облавыНеведомого мятежа...И будущность была мутна.И здесь появляется образ Ленина — исторического деятеля, выступившего вперед в смутное время перемен и способного повести за собой, озвучить историю:
Он управлял теченьем мыслейИ только потому — страной.Так, размышляя о своем поколении, о времени, в котором живет, об испытаниях, которым жизнь подвергает человека в беспокойную переломную эпоху, Пастернак делает вывод и о роли исторических личностей:
Предвестьем льгот приходит генийИ гнетом мстит за свой уход.Таким образом, поэт сумел не только достоверно отобразить действительность первой трети XX века, но и заглянуть в недалекое будущее своей страны.