«Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
«Стихотворения Юрия Живаго» (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом «Доктор Живаго», в центре которого творческий человек, попавший в водоворот революционной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе «голосом автора говорят все герои — люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Этот голос продолжает звучать и в «Стихотворениях Юрия Живаго». Цикл включает в себя 25 произведений, в той или иной мере развивающих тему самого романа.
Первым стихотворением «Юрия Живаго» становится «Гамлет» — произведение, отражающее духовный мир главного героя. Обращение к Творцу с молитвой об облегчении участи — это не малодушие, т. к. уже в следующем четверостишии мы видим, как герой готов отстаивать свою внутреннюю свободу в жестоком мире лжи и мрака:
Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма.И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить — не поле перейти.«Гамлет» (1946)Тематика многих стихотворений соотносится с развитием сюжета романа. Так, например, стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой:
Процесс работы главного героя романа над легендой о Егории Храбром отражается в стихотворении «Сказка» (1953). «Зимняя ночь» (1946) явно перекликается со сценами жизни Живаго и Лары в Варыкино. Внутреннее психологическое состояние отчаяния Юрия после отъезда Лары и Катеньки во многом сближается с переживаниями лирического героя в стихотворении «Разлука» (1953).
Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и «связывают» жизнь героя романа и судьбу самого Б. Л. Пастернака. «Объяснение» (1947), «Осень» (1949), «Свидание» (1949) были посвящены О. Ивинской, послужившей наряду с другими женщинами прототипом образа Лары в романе и явившейся «большой привязанностью» поэта, как он писал в августе 1949 г. Трагические нотки звучат в этих стихотворениях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расставанье, но именно мир чувств, в который погружается лирический герой, и мир природы, его окружающий, отодвигают временно страхи и тяготы:
Ты — благо гибельного шага,Когда житье тошней недуга,А корень красоты — отвагаИ это тянет пас друг к другу.«Осень» (1949)Тесно переплетается судьба Юрия Живаго с фактами биографии писателя и в стихотворении «Август» (1953). Драматический характер отношений Юрия Андреевича и Лары вводит в стихотворение тему смерти (сам поэт был близок к ней, когда в 1952 г. перенес инфаркт):
В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста,Смотря в лицо мое умершее,Чтоб вырыть яму мне по росту.«Август» (1953)Несколько стихотворений цикла («Рождественская звезда» (1947), «Зимняя ночь» (1946), «Магдалина» (1949)) включают в себя традиционные евангельские сюжеты, что позволяет автору раскрыть духовно-нравственные черты образа Юрия Живаго. Символом не только стихотворения «Зимняя ночь», но и всей книги становится образ горящей свечи, несущей духовный свет: Материал с сайта //iEssay.ru
Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.«Зимняя ночь» (1946)Хаос окружающего мира не так страшен и трагичен, если есть внутренний стержень, некая константа мирозданья, несущая надежду. Не случайно, что завершает цикл — «Гефсиманский сад» (1949). Особым символическим смыслом наполняются финальные строки:
Но книга жизни подошла к странице,Которая дороже всех святынь.Сейчас должно написанное сбыться,Пускай же сбудется оно. Аминь.Ты видишь, ход веков подобен притчеИ может загореться на ходу.Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду.Я в гроб сойду и в третий день восстану,И, как сплавляют по реке плоты,Ко мне на суд, как баржи каравана,Столетья поплывут из темноты.Роман Б. Л. Пастернака написан по законам поэзии, в него органично включается лирическое начало, получающее свое логическое завершение в «Стихотворениях Юрия Живаго», ставшими поэтической биографией героя.