Драматург нередко упоминал место действия своих произведений. Например: 'Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги...' (laqu
Тема: Бесприданница

«Темное царство» в новое время (о пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского)

Драматург нередко упоминал мес­то действия своих произведений. Например: «Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги...» («Гроза»). В «Бесприданнице» же есть ремарка, указывающая не только на место, но и на время действия: «Дей­ствие происходит в настоящее время в городе Бряхимове, на Волге». В настоящее время — слова эти чрезвычайно знаменательны. В сознании современ­ников семидесятые годы были временем острейшей ломки и экономического уклада, и нравственных устоев, и общественных взглядов. В перечне дейст­вующих лиц Островский так характеризует Кну­рова: «Из крупных дельцов последнего времени». Опять с самого начала вводится указание на новое время, порождающее совсем новых героев.

В «Бесприданнице» появляется принципиально но­вый мотив — деньги. Именно они определяют теперь все: и положение человека в обществе, и его судь­бу, и уровень морали.

По мере того как в жизни постепенно появля­лись новые элементы, новые тенденции, связанные со складывающимися капиталистическими отношения­ми, в русской литературе тема денег, их влияния на человеческие отношения занимала все большее и большее место. Достаточно вспомнить гоголевские «Мертвые души». В предреформенный и особенно послереформенный период тема денег еще более усиливается.

У Островского одни названия пьес весьма красно­речивы: «Бедная невеста», «Бедность не порок», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Богатые не­весты»... Дело, конечно, не только в названиях. Все человеческие отношения стали теперь меряться де­нежной меркой: родственные, семейные, любовные. Как бы ни назывались пьесы Островского: «Свои люди — сочтемся!», «Последняя жертва» или «Позд­няя любовь», все равно разговоры о деньгах ведутся в них постоянно, ибо денежные интересы в ряде случаев определяют развитие сюжета. В особенности же это относится к «Бесприданнице». Материал с сайта //iEssay.ru

Конфликт в «Бесприданнице» строится иначе, чем в «Грозе». Конечно, мотив денег в «Грозе» есть (достаточно вспомнить сюжетную линию Борис — Дикой), но там и речи не было о бедности Кате­рины как основе ее трагедии. И для Кабанихи вовсе не этот мотив является определяющим.

Судьба же героини «Бесприданницы» Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью. Это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, который неукротимо преследует человека. Она — беспридан­ница, и этим все сказано.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Островский Александр Николаевич Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый»