Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых
Тема: Общие темы

Основные мотивы поэзии Н. А. Некрасова

Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она на­полнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борь­бе за свободу и раскрепощение человека.

Тема любви к Родине проходит через все творчество Некрасо­ва. «Мать-отчизна», «Родина-мать», «Матушка Русь» — такими теплыми словами называл Россию поэт. Где бы ни был Некра­сов, какая бы пышная и дивная природа его ни окружала, в сердце он всегда носил «врачующий простор» родной земли. Только родная сторона вдохновляла его поэзию:

Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!

Отношение Некрасова к родине близко лермонтовской «стран­ной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что поэт с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «люби­мым лесом», но ненавидит «зрелище бедствий народных», про­извол властей, бесчеловечность крепостного быта. С горечью поэт восклицает:

Не может сын смотреть спокойно
На горе матери своей.

Никто не вынес такого сурового приговора крепостнической России, как это сделал Некрасов в стихотворении «Родина».

Любовь к Родине постоянно сопровождается гневом и нена­вистью к угнетателям народа. Некрасов «любил, ненавидя». Пат­риотизм его всегда был связан с жаждой социальных перемен, итогом которых станет народная счастливая и свободная Русь.

Тема Родины продолжается в теме трудового народа. Навсегда врезалась в память Некрасова картина страшного нечеловече­ского труда бурлаков. Великая русская река Волга стала «рекою рабства и тоски», а образ бурлака — сквозным в поэзии Некра­сова (поэма «На Волге», «Кому на Руси жить хорошо», стихо­творение «Бурлаки»).

Рабский подневольный труд изобразил поэт в стихотворении «Железная дорога». Со всех концов России согнали крестьян на строительство железной дороги, оторвав от семей, от хозяйств, и без того захудалых и жалких. Люди

… надрывались под зноем, под холодом
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Среди многотысячной толпы строителей дороги особенно выделяется «высокорослый больной белорус». Его образ так вы­разителен, что приобретает почти символическое значение со­бирательного, обобщенного образа трудового народа.

Некрасов — сам действующее лицо в стихотворении. Это он, автор, рассказывает Ване всю правду о строительстве железной дороги, о том, что не генерал, а народ построил ее на своих костях. Скорбна песнь землекопов, это не песнь даже, а плач. В ней раскрывается все народное горе, невыносимые муки раб­ского труда. Эта песнь-плач существует лишь в воображении поэта: так ее могли бы спеть погибшие, замученные, те толпы мертве­цов, что тянутся за поездом. Это неспетая песня и потому еще более трагичная.

При всем драматизме стихотворение заканчивается опти­мистической уверенностью в народных силах, в той мощи, которая неизбежно приведет к свободе, пусть даже это будет не скоро:

Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлёт!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Трудовая Россия представлена в стихотворении «Размышле­ние у парадного подъезда». Державному Петербургу с пышным парадным подъездом противопоставлены крестьяне-ходоки, надеявшиеся найти справедливость у царского сановника. Не­красов с болью рисует рабскую покорность крестьян, которые четыре часа простояли с непокрытыми головами, а их не пусти­ли даже на порог. И они, не возмущаясь, уходят. Это вызывает горькое восклицание поэта:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил…

Поэт показывает тщетность поисков правды у власть иму­щих, призывает народ добиваться самому справедливости, ибо он «сеятель и хранитель» родной земли.

Большое место в поэзии Некрасова занимает мотив обездо­ленности русской женщины-крестьянки. Красавица, обреченная на непосильный труд, она «отцветает, не успевши расцвесть» («Тройка»). От рождения ей предписана горькая судьба, «долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!» («В пол­ном разгаре страда деревенская…»). Трагедия матери, потерявшей сына, замученного солдатчиной, раскрывается в стихотворении «Орина, мать солдатская».

Образ «величавой славянки» создал Некрасов в поэме «Мо­роз, Красный нос». Поэт любуется красотой, гармоничностью крестьянки:

Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Она терпелива, вынослива. Труд — основа ее жизни, он опре­деляет отношение к людям:

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде…

Дарья ни минуты не бывает праздной. Вся ее жизнь — это цепь беспрерывно выполняемых работ. Этот круговорот продол­жается из года в год. И ее муж Прокл тоже трудится не покладая рук, до самой смерти:

Уснул, потрудившийся в поте!
Уснул, поработав в земле!

В героях поэмы «Мороз, Красный нос» Некрасов воплотил народный идеал душевной и физической красоты, воспел кре­стьянский труд, опоэтизировал его как основу жизни.

Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии Некрасовым решается как тема гражданского предназначения. В стихотворении «Блажен незлобливый поэт…» Некрасов противо­поставляет двух писателей. Один живет «без печали и гнева», льстит, пишет только о красоте; другой своей «карающей лирой» говорит правду, что вызывает ненависть тех, кто правды боится: Материал с сайта //iEssay.ru

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

В стихах Некрасова не однажды возникал образ Музы («Муза», «Безвестен я…», «Вчерашний день, часу в шестом…»). Его Муза — «сестра народа», «муза мести и печали», иссеченная кнутом. Она зовет к мщенью. Ее песни полны скорби, тоски и жалоб. Муза Некрасова принимает «терновый венец» мученицы, потому что «не восхваляет глупцов», не поет им «сладких песен».

Поэтическое кредо Некрасов выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога. Поэт должен раз­делять судьбу отчизны. Он не может уходить от борьбы, служа любителям «изящного» и либеральным «мудрецам». В стихотво­рении отразилась борьба между сторонниками «чистого искус­ства» и сторонниками гражданской позиции поэта:

С твоим талантом стыдно спать,
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Принципам гражданственности и суровой правды Некрасов сле­довал всю жизнь. Главная мысль, которая утверждалась Некрасо­вым: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

В «Элегии», которая близка по смыслу пушкинскому «Па­мятнику», Некрасов говорил о выполненном им долге поэта-гражданина:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии. На все поэт смотрел через призму граждан­ственности, явившись подлинным выразителем национального сознания русского народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • анализ стихотворения некрасова безвестен я
  • краткий обзор поэзии некрасова
  • некрасов николай орина, мать солдатская главная мысль
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова Некрасов Николай Алексеевич Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова