Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Некрасова «Школьник»
- В стихотворении Некрасова речь идет о Ломоносове. Что помогает нам это понять?
- В двух последних строфах стихотворения есть несколько эпитетов, которые не имеют поясняющих слов. Какие слова, как вам кажется, имел в виду автор?
- Какие приметы «невеселой дороги» даны в строках стихотворения?
- В стихотворении есть строфа, которая говорит о том, что каждый ученик в свое время знакомится с биографией Ломоносова. Найдите эту строфу. Припомните, когда вы сами узнали об этом славном сыне Русской земли. Что вы сейчас можете рассказать о знаменитом русском ученом Ломоносове?
- Найдите в стихотворении слова, которые подчеркивают главную мысль — среди русского народа постоянно появляются люди, славные своими делами.
- В стихотворении много просторечных слов. Попробуйте создать из них словарик.
- Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?
Перечитаем шестую строфу стихотворения:
Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и Божьей волеСтал разумен и велик.В этой строфе говорится о Ломоносове — архангельском мужике, который «по своей и Божьей воле / Стал разумен и велик». В остальных строфах стихотворения говорится о том, что многие судьбы могут сложиться так же, как судьба Ломоносова.
Выпишем эпитеты: славных, добрых, благородных, сильных любящей душой.
С какими словами могут сочетаться эти эпитеты? Наверное, можно говорить так: славных людей; добрых юношей.
Но какое бы слово мы ни поставили, речь прежде всего идет о будущих ученых из народа.
Приметы этой «невеселой дороги»: «небо, ельник да песок».
Эту строфу мы уже процитировали в ответе на первый вопрос. Каждый ученик узнает о Ломоносове уже в начальной школе. Но с его трудами по физике, химии, астрономии, русскому языку и литературе школьники знакомятся в старших классах.
Эти слова завершают стихотворение — две последние строфы:
Не бездарна та природа,Не погиб еще тот край,Что выводит из народаСтолько славных то и знай, -Столько добрых, благородных,Сильных любящей душой,Посреди тупых, холодныхИ напыщенных собой!Сначала выпишем просторечные слова из текста стихотворения: дружок, котомка, батька, сынишка, издержать, четвертачок, на чаек, не робей, свезет, то и знай, не трусь. Материал с сайта //iEssay.ru
Затем расположим их по алфавиту и получим маленький словарик просторечных слов из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник». При желании его можно превратить в толковый словарь. Для этого нужно рядом с каждым словом поместить его толкование: объяснить очень точно, что значит это слово.
Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Школьник», а не «Ломоносов», тем самым подчеркнув, что из народа выходит «много славных» людей. Автор был уверен, что каждый школьник может достичь высот науки, если приложит к достижению этой задачи все свои силы.