В.В. Маяковский - русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с 'серебряным веком', он остается самой неоднозначной ф
Тема: Жизнь и творчество поэта

Лирика В. В. Маяковского

В.В. Маяковский — русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с «серебряным веком», он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей авто­биографии писал: «Я — поэт. Этим и интересен». Родился

В.В. Маяковский в селе Багдади близ Кутаиси, в Грузии. В отроче­ские годы поэта после смерти отца (1906) семья переезжает в Моск­ву. В столице будущий поэт знакомится с членами социал- демократических кружков, увлекается марксизмом, вступает в 1908 году в члены РСДРП. За активную подпольную революционную работу В. Маяковского трижды арестовывают и сажают в тюрьму. Находясь в одиночной камере Бутырской тюрьмы после третьего ареста, он начинает писать стихи и решает оставить партийную ра­боту, для того чтобы «делать социалистическое искусство». Первые поэтические опыты не удовлетворяют самого поэта, и он решает по­святить себя живописи, поступив в 1911 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там В. Маяковский знакомится с Д. Бурлюком, потом с В. Хлебниковым, А. Крученых и вместе с ними становится активным участником нового литературного направле­ния — футуризма. В. Маяковский пишет манифест — литератур­ную программу футуристов — «Пощечина общественному вкусу» (1912). Первые поэтические произведения В. Маяковского свиде­тельствуют о незаурядном таланте поэта. В.В. Маяковский занят поисками новых художественных средств: ритмика стиха, образ­ность, обновляется лексический словарь, изменяется графическая структура стиха — поэт пишет произведения «лесенкой», чтобы пе­редать мельчайшие оттенки поэтической речи. Например, в стихо­творении «А вы могли бы?» (1913) реальная действительность со­прикасается с лирическим бытием поэта:

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(«А вы могли бы»)

В этом стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.

В произведении образ города изображается живописно и музы­кально. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы. Звуковой ряд образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напо­минает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с му­зыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используе­мая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту. Настоящий художник слова может даже на таком стран­ном инструменте сыграть истинный ноктюрн. По-своему понял данное стихотворение А.П. Платонов: «Всякий человек желает уви­деть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста… и прочее, необходимо, чтобы это происходило в действительности». Поэт заменяет отсутствие этого в реальности своим воображением. Стихотворение «А вы могли бы?» передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви. Уже в ранних произведениях пред­революционного периода («Нате!» (1913), «Вам!» (1915)) лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. По­эт чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». В стихотворении «Нате!» сатирически изображается мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребитель­ском отношении к духовным ценностям:

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

Выходят также такие сатирические произведения В. Маяковско­го: «Гимн здоровью» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн взятке» (1915), «Гимн обеду» (1915), где поэт не воспевает жизнь, а наобо­рот, бичует равнодушное отношение к жизни, оторванность от ок­ружающего мира, низменность поступков и интересов, безнравст­венность, бездуховность, обывательщину. В самих названиях данных стихотворений заложено комическое несоответствие: гимн - торжественная песнь, посвящать которую в честь взятки или обеда смешно. Используя традиционный сатирический прием — злую иронию — поэт привлекает внимание читателя, высмеивая низменность человеческой натуры. Например, в стихотворении «Гимн обеду» выводится иронический образ обжоры-обывателя:

Ты так не хуже! Наоборот,
Если б рот один, без глаз, без затылка,
Сразу могла б поместиться в рот
Целая фаршированная тыква.

В данном произведении дана натуралистическая картина пре­вращения человека в животное. В. Маяковский постоянно экспери­ментирует в области стиха. Такое отношение к традиционному сти­хосложению не является самоцелью (как у некоторых футуристов), наоборот, поэт стремится сделать стих выразительным, а поэтиче­ский текст более понятным читателю. Например, стихотворение «Послушайте!» (1914) — лирическая миниатюра, центральным ху­дожественным образом которой является образ звезды как символа мечты, надежды:

Ведь, если звезды зажигают 
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Обращение — основной риторический прием, используемый В.В. Маяковским в стихотворениях. Поэту необходим слушатель, читатель.

В 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) поэт совершает поездку по стране, ведет агитационную работу, пи­шет поэму «Облако в штанах» (1915). Постепенно границы футуриз­ма становятся тесны для В.В. Маяковского. Он начинает сотрудни­чать в журнале «Новый сатирикон», знакомится с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Горьким, которые отметили его талант.

Февральскую, а затем Октябрьскую революцию В. Маяковский принял восторженно. Поэт слышит «музыку революции», стремится в настоящем увидеть приближение будущего.

Теме революции посвящены две поэмы В. Маяковского: «Хоро­шо» (1927), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Центральным худо­жественным образом в данных произведениях становится образ времени, которое поэт стремится приблизить. Поэмы пронизаны романтическим пафосом:

А моя
страна 
подросток, —
твори,
выдумывай,
пробуй!
(«Хорошо»)

После революции В.В. Маяковский продолжает писать сатири­ческие произведения, в которых высмеивает бюрократизм, взяточ­ничество, подхалимство — вновь появившиеся пороки человеческо­го общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворениях «Подлиза», «Прозаседавшиеся», ведущим сатириче­ским приемом становится гротеск — происходит смешение реаль­ного и фантастического. Например, в стихотворении «Прозаседав­шиеся» дан образ раздвоившегося человека:

Взъяренный,
На заседание
Врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
Сидят людей половины.

Происходит утрата нравственных, духовных ценностей, раз­двоение личности. В стихотворении «Подлиза» дан образ подхали­ма-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собствен­ного достоинства, о человеческом облике:

Этот сорт народа 
тих
и бесформен,
словно студень…

В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: «А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…». Итоговые сати­рические произведения — комедии «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930).

В поэтических произведениях послереволюционной эпохи появля­ются и трагические образы. Например, в стихотворении «Хорошее от­ношение к лошадям» (1918) раскрываются пороки современного обще­ства. Данное произведение сюжетно: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание. Толь­ко лирический герой испытал «какую-то общую звериную тоску»:

Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте 
Чего вы думаете, что вы их плоше?…

Фраза из стихотворения: «…все мы немножко лошади», стала крылатой. Очевиден гуманистический пафос стихотворения, На­строение трагического одиночества создают различные поэтические приемы, например звукопись, когда точно подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвя­кал», — стук лошадиных копыт:

Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.

Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для пере­дачи конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка произведения также способ­ствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества лошади в толпе зевак:

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны, пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
 Упала лошадь!

Используемая метафора «льдом обута» передает восприятие ло­шади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время действия стихотво­рения: торговые ряды Кузнецкого моста.

Финал стихотворения Символичен: лошадь вспоминает детство — самую безоблачную пору; время, когда каждый с надеждой смотрит в будущее:

И всей ей казалось 
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

В.В. Маяковский повышенное внимание уделял слову, в его про­изведениях встречаем множество авторских неологизмов. В стихо­творении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Мая­ковским летом на даче» (1920): «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, используя омонимы: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье/», синонимы: солнце, златолобо, светило. Поэтический прием олицетворения несет огромную смысловую на­грузку в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926), когда воспоминания о человеке Теодоре Нетто адресуются пароходу, названному в его честь. Стихотворение начинается с не­обычной метафоры и сравнения: «порт, горящий, как расплавлен­ное лето». Используемые в начале стихотворения аллитерации создают атмосферу фантастического, призрачного:

Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор…

Напряженность при описании парохода сменяется ироничной интонацией при воспоминаниях о дипломатическом курьере Тео­доре Нетто, который «пивал чаи» в «дип-купе», спорил о поэзии, ох­ранял важные документы. После воспоминаний о Нетте дан лун­ный пейзаж, который переводит их в философский план: теперь это уже не размышления о конкретном лице, а мысли о человеческом подвиге и бессмертии вообще. Из противопоставления образов па­рохода — Нетто и человека — Нетто рождается мысль: если чело­век смог найти в жизни что-то важное, подняться до уровня подви­га, значит, он победил время. Появляется образ МЫ, который объединяет не только поэта и Теодора Нетто, но и читателя: Материал с сайта //iEssay.ru

Мы живем,
зажатые
железной клятвой
Мы идем
сквозь револьверный лай…

В статье «Как делать стихи» В.В. Маяковский объясняет читате­лю, как «делаются», создаются, конструируются стихотворения. Для этого поэтом используется тоническая система стихосложения: рит­мичность речи создается через использование одинакового количест­ва ударений в строке. В стихотворениях, посвященных назначению поэзии («Юбилейное» (1924), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), «Сергею Есенину» (1926), «Разговор с товарищем Лениным» (1929)) В.В. Маяковский обозначает место «поэта в рабочем строю». Непросто складываются взаимоотношения В. Маяковского с А.С. Пушкиным: футуристический лозунг («сбросить Пушкина с ко­рабля современности») многие восприняли буквально. В основе ком­позиции стихотворения «Юбилейное» — беседа лирического героя с А.С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план:

Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.

В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты ус­ловно разделены на тех, кто «в жизни был мастак» и «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, а не мумию», в которой выражено истинное отношение поэта к А.С. Пушкину. Чтобы создать настоящее художественное произве­дение, необходимо переработать «тысяч тонн словесной руды».

Конфликт поэта со временем продолжает нарастать. Стремле­ние приблизить будущее вступает все в большее обострение с ре­альным ходом жизни. Даже любовь теперь уже не спасает поэта. Например, в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) тема любви не может получить счастливого разрешения. Лириче­ский герой связывает свои надежды с грядущим. Личное и соци­альное переплетаются:

Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.

Интимный разговор о чувстве, связывающем только влюбленных, переходит в разговор о счастье «ста миллионов». В этом основная черта всей поэзии В.В. Маяковского — предпочтение лирическому самовыражению, утверждение собственной позиции, своего пред­ставления о мире, месте человека в нем, о человеческом счастье. По­этому его стихи ориентированы на разговорную (ораторскую) речь.

Разочарование в любви, разрыв с современностью — все это при­вело к тяжелейшему кризису, который разрешился 14 апреля 1930 года выстрелом в сердце.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Маяковский Владимир Владимирович О любовной лирике Маяковского