'Мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени'. В. Маяковский. 'Лиличка!' В. Маяковского принято считать поэт
Тема: Общие темы

Тема любви в творчестве Маяковского (Первый вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

«Мне ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени».

В. Маяковский. «Лиличка!»

В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви.

Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» — страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь.

«И только
боль моя
острей —
стою,
огнём обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви».

Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, моля­щее о любви («Лиличка!», «Люблю»), Но уже в поэме «Облако в штанах» вечная тема любви выражается яростно, страстно. «Громада-любовь», «громада-ненависть». В «Об­лаке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «до­лой ваш строй!», «долой вашу религию!» Идея поэмы, её пафос — в безоговорочном отрицании буржуазных отношений, в чём бы они ни проявлялись, и в утверждении ве­личия человека, мечты о всечеловеческом счастье.

В 1922 — начале 1923 года он написал и опубликовал две поэмы о любви: «Люблю» и «Про это». Поэта обвиняли в двойственности, в непоследовательно­сти. Ведь еще недавно, в «Приказе № 2 по армии искусств» он сам издевался над «любовными лириками».

«Кому это интересно,
что — «Ах, вот бедненький!
Как он любил
и каким он был несчастным»?

Он издевался над теми, кто «выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и Соловьёв какое-то варево». Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошления этой темы, против превращения её в средство только личных переживаний.

Его лирика, в том числе любовная лирика, не представляет чего-то обособ­ленного от всего, что писал поэт. Она так же, как и его поэтическая публицисти­ка, сатира, насыщена социальным, политическим содержанием. У Маяковского появление той или иной темы всегда было отражением жизненной необходимо­сти, общественной потребности. Именно так возникла у него тема поэмы «Люб­лю». Революция, в корне изменившая общественные отношения между людьми, подсказывала необходимость переустройства и личных отношений. Поэт осужда­ет отношения любви, установившиеся в обывательской среде, где «между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва» и где «любовь поцветёт, поцветёт и скукожится». Он противопоставляет ей любовь своего серд­ца. Его любовь иная: она огромна, сильна, нерушима. Конец поэмы звучит тор­жественным гимном искренности, глубине и постоянству любовного чувства.

«Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь —
люблю...»

Содержание поэмы, основанное на возвеличивании любви, было продиктова­но не только мотивами общественного характера, но и личными мотивами. Это соединение личного и общественного проявилось и в поэме «Про это». Основной конфликт в поэме между лирическим героем, борющимся за новые отношения в общественной и личной жизни, и миром лицемерства, окопавшегося в быту. Про­исходит столкновение «любви-громады» нового человека с «цыплячьей любовью» мещанина:

«Так что ж?
Любовь заменяется чаем?
Любовь заменяется штопкой носков?»

Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире мещанства. Сталки­ваются два мира. Переживания поэта носят интимный характер: «В постели она. Она лежит». Единственная связь — телефон. Добела раскалённый аппарат под­чёркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возможность вза­имной любви, нужно только укоротить свою «громаду-любовь», стать мещани­ном «пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье». Но это означало бы задушить в себе человека, капитулировать перед карликом-мещанином. Страст­но и гневно звучат слова: Материал с сайта //iEssay.ru

«...не приемлю,
ненавижу это
всё.
Всё,
что в нас
ушедшим рабьим вбито,
всё,
что мелочинным роем
оседало
и осело бытом
даже в нашем
краснофлагом быте».

Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществление цели: «Чтоб вся первый крик: «Товарищ!» — оборачивалась земля!» — не мог ми­риться ни с чем, что грозило возвращением в прошлое.

Два письма — «Татьяне Яковлевой» и «Товарищу Кострову из Парижа о сущ­ности любви». В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и пат­риота. Любовь — это титаническое напряжение сил, в котором соперником явля­ется сам Коперник.

«Любовь — это жизнь», — говорил Маяковский. Любовь рождает поэтиче­ское слово, она активна. Любить — значит уметь ненавидеть всё, что мешает вос­принимать мир как счастье.

«Нам любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор».

«Всю жизнь меня сопровождал голос человека, раненного любовью, — любо­вью нежной и требовательной ко всем людям, ко всему человечеству», — вспоминал К. Федин о Маяковском.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Тема любви в творчестве Маяковского (Второй вариант) Маяковский Владимир Владимирович Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского