Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»
- Каких героев стихотворения вы можете назвать?
- Почему геликон назван «меднорожим»? (Геликон — басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя?
- Оркестр, некоторые инструменты которого названы в стихотворении, — коллективный свидетель лирической сценки. Сходная ситуация возникает в баснях. Почему мы утверждаем, что перед нами лирическое стихотворение?
- Анализируя прочитанные стихотворения Маяковского, определите общность тем и настроений.
- Выразите свои впечатления, возникшие при первом знакомстве со стихотворениями «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» (необычность названий, образов, ритмики).
- Попробуйте доказать, что оба стихотворения («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно») созданы молодым поэтом примерно в одно время.
Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой — персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении.
Меднорожим он назван и потому, что сделан из меди, но главным образом потому, что в этом инструменте символизируется неспособность к восприятию эмоционального мира другого, в данном случае — скрипки. Он произносит три слова: «дура», «плакса», «вытри», проявляя нежелание и недоступность сочувствия нуждающемуся в нем.
Благодаря сильнейшему накалу чувств, идущих от лирического героя, понимающего и разделяющего чувства скрипки. Нужда во взаимопонимании сближает скрипку как особо тонкий музыкальный инструмент и человека как тонкий душевный организм. Оркестр символизирует обывательскую толпу, не воспринимающую неординарность как таковую.
Человек в окружающем пространстве, его нужда в духовной опоре, потребность во взаимопонимании, стремление найти духовный смысл существования — вот основные темы прочитанных стихотворений.
Чередуются трагические и успокаивающие моменты в настроении лирического героя. Вторая часть названия стихотворения «Скрипка и немножко нервно» характеризует внутреннее состояние автора.
Автор склонен к призывности как основному качеству своей поэзии. Основной призыв — понять друг друга, боль, заботы каждого и посильно помочь, не остаться равнодушным. Поэт метафоричен, щедр на экстравагантные формы. Создаваемые формы необычны. Материал с сайта //iEssay.ru
Маяковский обращается и к контрастам — духовное противостоит в его лирике бездуховному. Первые впечатления от прочитанного: поэзия раннего Маяковского необычна. Необыкновенно эмоционально сформулированы заглавия стихотворений, содержащие либо призыв прислушаться к голосу поэта, либо определение основной тональности настроения лирического героя. Он тонок, нежен, склонен к рефлексии и саморефлексии, активен в своем сочувствии, сопереживании, стремлении достичь гармонии душевого состояния. «Мы ужасно похожи», — говорит он скрипке, ассоциируясь с образами, заключающими в себе высокое содержание, в своем стремлении найти гармонию с миром.
Доказать это можно, раскрыв сходство настроений и тональности этих стихотворений. Уязвимость, ранимость лирического героя Маяковского, его одиночество были характерны для творчества поэта времен начала Первой мировой войны (1914), когда и были написаны эти стихотворения.