Мандельштам О.Э. — поэт «серебряного века»
О.Э. Мандельштам (1891-1938) — поэт «серебряного века», давший определение акмеизму как «тоски по мировой культуре». Такое понимание акмеизма характеризует суть мировосприятия поэта, для которого главным героем поэтических произведений становится образ времени, а самого себя Осип Мандельштам считает «сыном века», который должен сохранить основы мировой культуры: единство и гуманистическую направленность. Особое значение в поэтике О. Мандельштама имеют различные ассоциации. Например, факт своего рождения поэт воспринимает как знамение времени:
Я рожден в ночь со второго на третьеЯнваря в девяносто одномНенадежном году — и столетьяОкружают меня огнем.Творческий путь О. Мандельштама начался с поэтического сборника «Камень» (1915), включавшего стихи 1908-1915 гг. Название сборника знаменательно, так как камень — ключевое понятие в художественном мировосприятии поэта, олицетворяющий образ времени, хранитель истории:
Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать,Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить!(«Природа — тот же Рим…»)Особенности художественного стиля О. Мандельштама — отсутствие ярких рифм, стремление к простоте:
Основная тема поэтических произведений поэта — размышление над проблемами бытия, поиск «торжественной гармонии классицизма». Художник познает мир, также как и любой другой человек:
Я блуждал в игрушечной чащеИ открыл лазоревый грот…Неужели я настоящийИ действительно смерть придет?Множество стихотворений О. Мандельштама изображают вещный, предметный мир, характерный для поэтики акмеизма («Футбол», «Теннис», «Кинематограф», «Казино» и др.). Большое место отведено в сборнике «Камень» христианским мотивам. Поэт размышляет о вечном городе — Риме («О временах простых и грубых…», «Поговорим о Риме…» и др.), олицетворяющем традиции античной и христианской культуры. Одна из центральных тем поэзии О. Мандельштама — петербургская. Образ Петербурга, данный уже в «Камне», раскрывается разными гранями на протяжении всего творческого пути поэта. Петербург — город, в котором сталкиваются разные времена, эпохи, культурные направления:
Только там, где твердь светла,Черно-желтый лоскут злится,Словно в воздухе струитсяЖелчь двуглавого орла.(«Дворцовая площадь»)Из стихов 1916-1920 г. составлен следующий поэтический сборник О. Мандельштама «Tristia» (1922), в котором желто-черные краски олицетворяют катастрофические изменения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними образами, усиливается ощущение трагизма современного существования:
В Петрополе прозрачном мы умрем,Где царствует над нами Прозерпина.Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,И каждый час нам смертная година.Петербург становится городом смерти, в котором действуют разрушительные силы истории. Последний поэтический сборник Ман- делыштама вышел в 1928 г. под названием «Стихотворения». Отдельный раздел в нем составили «Стихи 1921-1925 гг.». Пытаясь восстановить утраченную связь времен, ощущая всю катастрофичность эпохи, О. Мандельштам пишет о своем отношении к новому миру. Мотив кризиса века связан для поэта с личной бедой: Материал с сайта //iEssay.ru
Холодок щекочет темя,И нельзя признаться вдруг, —И меня срезает время,Как скосило твой каблук…(1922)Поэт чувствует собственную ненужность, оторванность от современной действительности, приближение конца. В стихотворении «Век» (1922) он использует страшную метафору, характеризующую наступившую эпоху: «Век мой, зверь мой…». С 1925 г. наступает перерыв в поэтическом творчестве Мандельштама. Он работает над сборником литературно-критических статей «О поэзии» и произведением под названием «Четвертая проза», которое существовало в списках до 1971 г., когда было опубликовано в США. Эта проза содержит элементы исповеди, памфлета и открытого письма, но в целом она определяет, по словам П. Нерлера, «диагноз нравственной деградации эпохи».
Последним стал цикл «Воронежские стихи», написанный во время ссылки поэта в Воронеж (1935-1937). В нем поэт выразил чувства пленника, находящегося «в размолвке с миром, с волей». В мае 1938 г. Мандельштам вновь был арестован. Жизнь поэта трагически оборвалась в пересыльном лагере 27 декабря 1938 г. Но он успел сказать свое последнее слово о наступающей страшной эпохе:
Мы живем под собою не чуя страны,Наши речи за десять шагов не слышны,А где хватит на пол разговорца,Там припомнят кремлевского горца.(1933)