Великий русским ученый-просветитель Михаил Васильевич Ломоносов внес большой вклад в развитие русской литературы. Он познакомил русского читателя
Тема: Оды

Духовные оды М. В. Ломоносова

Великий русским ученый-просветитель Михаил Василье­вич Ломоносов внес большой вклад в развитие русской лите­ратуры. Он познакомил русского читателя с достижениями европейского классицизма и своим поэтическим творчеством заложил основы развития многих жанров. Но, безусловно, из­любленным жанром самого Ломоносова была ода (от греч. ode — песнь) — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица, значительного, торжественного события. Этот лирический жанр, как и многие другие, пришел в евро­пейскую, а затем и русскую литературу из античной поэзии. Всего Ломоносовым было написано 20 од. Традиционно оды принято подразделять на следующие типы: победно-патриотическая, торжественная (похвальная), философская духовная и анакреонтическая.

Нам в большей степени знако­мы торжественные оды Ломоносова, написанные по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха. В каж­дой из них поэт развивал свои идеи, связанные с судьбами русского государства, выходя при этом за рамки официально-придворной речи. Наибольшую известность среди торжест­венных од получила «Ода на день восшествия на Всероссий­ский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елиза­веты Петровны, ноября 25 дня, 1747 года». В ней, как и во многих других произведениях Ломоносова, ярко выражена идея всемерного укрепления государства на просветительских основах, необходимости развития науки. Для блестящего ученого-естествоиспытателя, открывшего целый ряд фундамен­тальных законов природы, такие мысли представляются впол­не органичными. Другое дело — размышления о Боге как о создателе Вселенной и человека. Для наших современников может показаться парадоксальным появление таких произве­дений в творчестве ученого. И, тем не менее, духовные оды, ко­торым посвящен этот доклад, составляют значительную часть его поэтического наследия. Попытаемся разобраться в том, почему Ломоносов обратился к этому жанру и что нового внес в него с позиции естествоиспытателя, изучающего законы природы.

В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного ха­рактера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII века. Псалтирь была особенной кни­гой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских тек­стов) как лирический жанр были весьма популярны.

Но Ломоносов во многом переосмыслил этот хорошо зна­комый русской литературе его времени жанр, наполнив его новой проблематикой. В его творчестве духовная ода стано­вится особым жанром научно-философской лирики. В этих произведениях ученый, выражая веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением. По еще важнее для развития русской литературы было то, что именно в духовных одах Ломоносова, в отличие от торжест­венных, наиболее отчетливо проявляются лирические эмоции и авторская личность. Не случайно именно здесь превалирует высказывание от первого лица, тогда как в торжественной оде выражающей общенациональное содержание, употребляется местоимение «мы».

К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о божием величестве, при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихо­творные переложения из текстов Священного Писания (фраг­менты из книги Иова; переложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 116, 143, 145). Все духовные оды Ломоносова написаны в промежут­ке между 1743 и 1751 годами. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями. Это время, ко­гда Ломоносов стремится всеми силами способствовать разви­тию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и ад­министративных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом, немцы. Его духовные оды стали фило­софской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяю­щего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задастся разнообразными нравст­венно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования». Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоно­сов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято». Святость научного знания в понимании Ломоносова обознача­ла необходимость всецело посвятить себя науке. Универса­лизм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Наиболее близки к традиционному жанру духовной оды произведения Ломоносова, в которых он опирается на тексты из Ветхого Завета. Среди них несколько являются стихо­творными переложениями псалмов. Псалмы — это библей­ские песнопения, обращенные к Богу. Их авторство приписывается ветхозаветному царю Давиду, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — «Псалтырь». В этих стихотворениях неизмеримое величие Творца являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благо­говейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину:

Да хвалит дух и мой язык
Всесильного Творца Державу,
Великолепие и славу…
О, Боже мой, коль Ты велик!
 
Одеян чудной красотой,
Зарей Божественного света,
Ты звезды распростер без счета
Шатру подобно пред Тобой.
 
Покрыв водами высоты,
На легких облаках восходишь,
Крилами ветров шум наводишь,
Когда па них летаешь Ты.

Другим библейским источником, на который опирается Ломоносов, стала «Книга Иова», также входящая в Ветхий Завет (им написаны переложения глав 38, 39, 40 и 41 из этой книги). Интересно то, что в Книге Иова Ломоносова не столько привлекает бурный протест человеческой души против дисгармонии жизни, пламенные вопросы Иова, обращенные к Всевышнему о причине бед и несчастий, постигших этого праведника. Такая тематика будет потом подробно разработа­на в творчестве Ф. М. Достоевского. В духовной оде Ломоно­сова, «выбранной из Иова», выражено преклонение и удивле­ние перед мудростью и всемогуществом Создателя вселенной:

Кто море удержал брегами
И бездне положил предел,
И ей свирепыми волнами
Стремиться дале не велел?

Несколько иначе традиция жанра духовной оды преломля­ется в двух оригинальных одах, не имеющих библейского ис­точника — «Утреннее размышление о Полей ем величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Эти произведения навеяны на­учными занятиями поэта астрономией и физикой и представ­ляют собой опыты создания научной картины мира поэтиче­скими средствами. В «Вечернем размышлении...» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической приро­де северного сияния. В «Утреннем размышлении...» рисуется научно-достоверная, как ее себе представляли в XVIII веке, картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он по­добен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
Утреннее размышление…»)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огонь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь па землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непозна­ваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна.
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде.
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетается в этих духовных одах с прекло­нением перед безграничной созидательной силой Творца, не­измеримое величие которого являет себя в устройстве мира картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовно­му состоянию автора библейских псалмов, и облекается в на­сыщенную мощными образами поэтическую картину: Материал с сайта //iEssay.ru

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес.
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»

В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивиду­альность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энцикло­педического научного мышления создает грандиозные косми­ческие картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божест­венного творения, а также ощущение неисповедимого божест­венного Промысла и непознаваемости глубинных связей, ко­нечных причин, лежащих в основе мироздания.

Поэт выражает в этих духовных одах чувстве потерянно­сти и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!
(«Утреннее размышление о Божием величестве»)

Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной сторо­ны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смяте­ние перед непознаваемостью мира, порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являют­ся гимном и элегией одновременно.

Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обраща­лась к духовным проблемам, создавая высочайшие художест­венные творения, которые принесли ей мировую славу. В кон­це XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева насле­дует традиции ломоносовских духовных од, особенно в созда­нии картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его стро­гим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосно­вой, не мог исчерпать себя. В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших во­едино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Темы и идеи од М. В. Ломоносова Ломоносов Михаил Васильевич -