В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова можно взять слова А. И. Введенского: 'Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыс
Тема: Левша

Анализ рассказа Н. С. Лескова «Левша», план

В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова мож­но взять слова А. И. Введенского: «Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыслах его произведений обыкновенно нет ничего, что шаблонно, психологические характеристики его све­жи, оригинальны и живы, персонажи, выводимые им, в боль­шинстве случаев таковы, что их нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении».

Рассказ «Левша», пожалуй, одно из самых поэтичных произ­ведений Лескова. Автор приписывает, что «Левша» — это «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание. Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преда­ниям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

Сказовая форма у Лескова — это сочетание истинно народ­ных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыс­лями автора о сущности русского национального характера. Та­кая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем. Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ при­креплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения. Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на лите­ратурную реальность.

В данном произведении Лескову необходимо было сде­лать рассказчика как можно ближе по духу своим героям. Он успешно делает это с помощью языковых характеристик. Лесков вообще отличается особым мастерством языка. Обращает на себя внимание сам набор лексики, словарь его произведений. Можно легко заметить, что сам рассказчик — это, скорее всего, один из мастеровых, подобных левше. И только в некоторых моментах слышится голос самого Лескова. Это, например, те характерис­тики, которые даны придворным особам: канцлер граф К. В. Нес­сельроде превратился в графа Кисельвроде и т. д.

Языковыми характеристиками обладают все герои «Левши». Сама по себе сказовая речевая мозаика, постановка лексики яв­ляется главным организующим моментом. Здесь царит «речь на­родная» во всем своем многообразии. В результате перед нами воз­никает многоцветность, колоритность лексикона, игра слов, изощ­ренность синтаксиса.

Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающе­го, мыслящего, степенного. С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истин­но народная речь. Приехав в Англию, Левша показывает себя че­ловеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чув­ства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда. Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабри­ках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: «нече­го напрасно девушек морочить». К тому же он не хочет оставлять своих родителей.

Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: «У меня нет, и у него не будет». Эта мысль, рожденная завис­тью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Лев­ша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея. И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива. Левша неспроста спрашивает: «Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?» Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько стано­вится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снима­ли, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скры­вается глубокая мысль автора. Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстра­ционно.

Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер — это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый. Учил­ся Левша по «Псалтырю» и «Полусоннику», он не знал «нимало арифметики», но сумел сработать нечто «сверх понятия», пора­зившее «хитрых» англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий меха­низм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа — вот истинные при­чины. На Руси живут по другим правилам. И тем не менее на­смотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.

Таким образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произ­ведениях писателя. Материал с сайта //iEssay.ru

В последней главе ясно звучит голое самого автора, а не рас­сказчика, и мы переносимся в современное ему время. Он говорит о  том, что история с Левшой — «дела давно минувших дней». Однако не стоит забывать о преданиях старины. Нынешний про­гресс науки и техники значительно уменьшает шансы людей про­явить свой талант, нет уже стольких вещей, способных пробу­дить народную фантазию. Потому так грустен взор автора на ны­нешнее время, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иног­да превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочине­нию подобных нынешней баснословных легенд».

Автор с тоскою глядит в будущее. Кажется, будто он задает вопрос: «А что нас ждет дальше?» Трудно ответить на этот вопрос. Пожалуй, каждый из нас отвечает на него перед своей совестью. А главное — остаться человеком.

План

  1. Император Александр Павлович смотрит изобретения анг­лийские. Покупает стальную блоху.
  2. Смерть императора. О блохе вспоминает Николай Павлович. Путешествие Платова к тульским мастерам.
  3. Мастера работают в большой тайне, чтобы перещеголять в мастерстве англичан.
  4. Платов привозит блоху царю. Награждение Левши.
  5. Левша отправляется в Англию по поручению царя.
  6. Левша дивится аккуратности англичан, их науке, услови­ям труда.
  7. Возвращение Левши и его смерть.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Лесков Николай Семёнович -