Белинский о романе «Герой нашего времени» Лермонтова
Белинский пишет, что во второй половине 30-х годов «на горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Лермонтове...».
Роман «Герой нашего времени» произвел исключительно сильное впечатление на читателей потому, что в нем правдиво изображена жизнь русского общества. «Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показывало нам действительность, как она есть, ибо какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов...».
В другой статье («Сочинения Александра Пушкина», статья 8) Белинский подчеркивает, что первым, кто изобразил «прозу жизни», был Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он «взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью».
Лермонтов пошел по пути, проложенному Пушкиным. Рисуя образ Печорина, он берет «в рассмотрение обстоятельства его развития и сферу жизни, в которую он поставлен судьбою».
Но Лермонтов — самобытный писатель, живущий в иное время, нежели Пушкин. Его Печорин, по словам Белинского, — это «герой нашего времени».
Жизнь Онегина, которому «все пригляделось, все приелось», состояла в том, что «он равно зевал средь модных и старинных зал».
«Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду...»
Печорин не может жить так, как живут люди его круга. «Дух его созрел для новых чувств и новых дум». Но он не находит разумного применения своим недюжинным силам. Для него «все старое разрешено, а нового еще нет».
Отсюда — раздвоенность Печорина, «противоречие между глубокостию натуры и жалкостию действий одного и того же человека».
Роман Лермонтова — «это грустная дума о нашем времени», — заключает Белинский. Материал с сайта //iEssay.ru
Критик отмечает редкое мастерство Лермонтова. Роман состоит из отдельных повестей, персонажи и события которых сгруппированы «вокруг одного лица» (Печорина), объединены единой идеей, «творческой концепцией».
Этим и объясняется «гармоническая соответственность частей с целым», «оконченность, полнота и замкнутость целого».
Мастерство Лермонтова проявилось в умении создавать типические характеры. «Так осуществляют свои идеалы истинные художники: две, три черты — и перед вами, как живая, словно наяву, стоит такая характеристическая фигура, которой вы уже иногда не забудете...»