Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»
- Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста.
- Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно? Испытывает ли герой чувство вины?
- В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лотман считает, что в нем заложено определенное противоречие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воинственности, боевых подвигах, но отнюдь не понятий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.
- Какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его действительности отражены в этом стихотворении?
- Во многих стихотворениях Пушкина и Лермонтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?
- Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?
- Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.
Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы (прием антитезы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», которые стали основными в его жизни. Понятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах каменный панцирь, каменный шлем. Такого обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоциировать со стенами тюрьмы (в этом отношении метафора развертывается), с другой — воспринимать как отражение духовного плена.
Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душно под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: стены темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добиваться свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духовной. Стыдно за свое бессилие. Литературовед Ю. М. Лотман видит в монологе лирического героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть…».
С мнением Ю. М. Лотмана следует согласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможностями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсолютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему узничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном рыцаре» свободы достичь поможет только смерть.
Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с де Барантом.
Время реакции после декабристского восстания, ограничение свободы в обществе — это реалии действительности, которые могли отразиться в стихотворении. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездействия молодого поколения в этих условиях нашли отражение в таких стихотворениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».
Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта //iEssay.ru
Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопоставлены друг другу. Рыцарю всегда полагалось иметь даму сердца и посвящать ей серенады. Однако плен заслоняет эту сторону жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение заставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жизни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода оказываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что остается пленному рыцарю.
Смысл метафоры в том, что детали темницы, изображенной Лермонтовым, превращаются в части рыцарского вооружения. Метафора эта помогает воспринять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Противопоставление тюрьмы и боя — антитеза камня и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.