Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
- Какой период русской истории отражен в «Песне...»? Почему поэт обратился к далекому прошлому?
- Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?
- Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?
- Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
- Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
- Почему «Песня про царя Ивана Васильевича…» обычно называют поэмой?
- Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения?
- В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
- Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпилог?
- Как проявилась в поэме связь с фольклором? Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие художественные приемы фольклора.
- Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.
- Подготовьте чтение наизусть одного из важнейших эпизодов поэмы.
- Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точно передал атмосферу поэмы?
- На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?
- События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте. Материал с сайта //iEssay.ru
Вы знаете, что события этих произведений относятся примерно к одному времени — XVI-XVII векам. Но это обстоятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти остается общее представление о средневековье с его бытом, нравами, системой отношений. Однако ощущение встречи с героическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героические судьбы и сильные характеры.
- В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте создать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
- Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?
- Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?
- Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?
- Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?
- Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
- Какова главная идея «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.
Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.
Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.
Поэма — один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.
В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название показывает влияние этих персонажей на судьбу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жизни, характерные для российского купечества.
Иван Грозный воплощает идею деспотической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просвещенным» государем Николаем I. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозволенности приближенных царя.
Завязка — пир у Ивана Грозного.
Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.
Развязка — казнь Калашникова.
Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.
Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.
Произведение написано в особом жанре — песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.
Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно — будто лебедушка, молвит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма:
Не сияет на небе солнце красное,Не любуются им тучки синие:То за трапезой сидит во златом венце,Сидит грозный царь Иван Васильевич…В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лермонтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следствия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жалует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».
Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и разговор Калашникова с Иваном Грозным.
Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстрировал В. Г. Шварц. Его рисунки отличаются выразительностью характеристик персонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка художника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллюстрации к «Песне…» нарисовал И. Е. Репин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В начале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Билибин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактовке образов произведения Лермонтова.
Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обусловливают такой выбор.
В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, который создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к опричнине, в «Василии Шибанове» — жестокость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, показано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.
Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведения актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.