Какой период русской истории отражен в 'Песне...'? Почему поэт обратился к далекому прошлому? В поэме отражен XVI век, время деспотического
Тема: Песня про царя Ивана Васильевича

Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  1. Какой период русской истории отражен в «Песне...»? Почему поэт обратился к далекому прошлому?
  2. В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

  3. Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?
  4. Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?
  5. Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
  6. Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

  7. Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
  8. Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

  9. Почему «Песня про царя Ивана Васильеви­ча…» обычно называют поэмой?
  10. Поэма — один из жанров лиро-эпиче­ского рода литературы, стихотворное сю­жетное повествование. В основе лириче­ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамонови­ча Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.

  11. Как вы объясните такое длинное и обсто­ятельное название этого произведения?
  12. В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название пока­зывает влияние этих персонажей на судь­бу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жиз­ни, характерные для российского купече­ства.

  13. В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
  14. Иван Грозный воплощает идею деспо­тической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просве­щенным» государем Николаем I. Столк­новение Кирибеевича и Калашникова вы­ходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения част­ного человека и всей государственной ма­шины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обид­чику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозво­ленности приближенных царя.

  15. Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпи­лог?
  16. Завязка — пир у Ивана Грозного.

    Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

    Развязка — казнь Калашникова.

    Эпилогом можно считать строфу, в ко­торой говорится о том, какую память ос­тавил Степан Парамонович в народе.

    Своеобразной экспозицией можно на­звать зачин поэмы.

  17. Как проявилась в поэме связь с фолькло­ром? Выпишите из текста примеры, иллюстрирую­щие художественные приемы фольклора.
  18. Произведение написано в особом жан­ре — песни. Лермонтов стремился при­близить поэму к эпическим фольклор­ным сказаниям. Гусляры играют важней­шую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравствен­ные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народ­ные.

    Художественная структура поэмы при­ближает ее к произведениям устного на­родного творчества: традиционные эпите­ты (вино сладкое заморское, очи зор­кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру­сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (хо­дит плавно — будто лебедушка, мол­вит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтак­сических повторов и прямого и отрица­тельного параллелизма:

    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич…
  19. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.
  20. В народных песнях образ Ивана Грозно­го идеализируется, в них воплотилась ве­ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста­ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер­монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи­талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст­вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа­лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

  21. Подготовьте чтение наизусть одного из важ­нейших эпизодов поэмы.
  22. Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз­говор Калашникова с Иваном Грозным.

  23. Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ­но передал атмосферу поэмы?
  24. Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро­вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают­ся выразительностью характеристик пер­сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху­дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю­страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре­пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на­чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били­бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов­ке образов произведения Лермонтова.

  25. На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру­бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?
  26. Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов­ливают такой выбор.

  27. События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте. Материал с сайта //iEssay.ru

    Вы знаете, что события этих произведе­ний относятся примерно к одному време­ни — XVI-XVII векам. Но это обсто­ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос­тается общее представление о средневе­ковье с его бытом, нравами, системой от­ношений. Однако ощущение встречи с ге­роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче­ские судьбы и сильные характеры.

  28. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толс­того «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте со­здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
  29. В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко­торый создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч­нине, в «Василии Шибанове» — жесто­кость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, по­казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

  30. Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?
  31. Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?
  32. Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?
  33. Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?
  34. Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
  35. Какова главная идея «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
  36. Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведе­ния актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Лермонтов Михаил Юрьевич -