Как можно объяснить название романа? Сравните стихотворение 'Дума' и роман 'Герой нашего времени'. В чем сходство и различие лир
Тема: Герой нашего времени

Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (№1)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста
  1. Как можно объяснить название романа?
  2. Сравните стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени». В чем сходство и различие лирического героя «Думы» и Печорина?
  3. Что привлекает в главном герое романа и что вызывает осуждение?
  4. В Печорине привлекают прежде всего его незаурядность, самобытный характер, критический склад ума, способность трезво оценивать не только чужие, но и свои поступки, сила и независимость, способность ничего не принимать на веру. У него широкий кругозор. Печорин получил хорошее образование. Он, несомненно, выше той среды, с которой вынужден общаться, поэтому презирает свет, видит его пошлость, узость интересов, лицемерие. Поэтому Григорий Александрович остается чужим в «водяном обществе», отказывается от маленького благополучия ради больших, хотя и неясных целей. Эти черты личности привлекают к Печорину.

    Отталкивают его холодность, индивидуализм, эгоизм, нежелание считаться с другими людьми, в которых он часто видит лишь средство для достижения своих целей (его «роман» с княжной Мери). Богатая натура Печорина не находит применения, он «кипит в действии пустом», играя чужими жизнями. Не только эпоха, но и он сам повинен в том, что оказался «лишним человеком» и несет несчастья тем, с кем сталкивает его жизнь.

  5. С какой целью Лермонтов сталкивает своего героя с людьми, принадлежащими к различным слоям общества?
  6. В чем простота и сложность композиции романа?
  7. Цель автора — как можно глубже и всестороннее показать своего героя. Отсюда и особенности композиции: отсутствие единого сюжета, «эпизодическая отрывочность» частей, нарушение хронологической последовательности в их расположении, наличие в романе трех рассказчиков: автора, Максима Максимыча и самого Печорина. Сначала мы узнаем о герое от простого человека, не разобравшегося в его сложном характере, — Максима Максимыча («Бэла»); затем слово берет автор, который гораздо лучше понимает Печорина («Максим Максимыч»); наконец, рассказчиком становится сам герой («Княжна Мери», «Тамань») — его исповедь расставляет все точки над i, ибо она искренна и откровенна. Все сложно и в то же время просто, логично, объяснимо.

  8. Какова роль портрета и пейзажа в романе?
  9. Как помогают раскрыть образ Печорина героини романа?
  10. Сопоставьте Онегина и Печорина. Почему каждый из них стал «лишним человеком»?
  11. К кому ближе Печорин: к Чацкому или к Онегину? Почему вы так думаете?
  12. Какую оценку дал Печорину Белинский?
  13. Из истории работы над «Героем нашего вре­мени» известно, что все главы, составляющие ро­ман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют жанр «Тамани» как но­веллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать «Тамань» новеллой? Дайте развернутый ответ.
  14. Новелла отличается острым, часто па­радоксальным сюжетом, отточенностью композиции, неожиданной развязкой. «Тамань» правомерно относить к новелле, так как в ней названные признаки при­сутствуют. Так, к примеру, начало «Та­мань — самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдоба­вок меня хотели утопить» характерно для новеллы, так как в нем сконцентрированно все ее содержание. Дальнейшее повест­вование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным здесь событиям, но одно из них даже отбрасывает («чуть не умер с голоду»), чтобы все внимание со­средоточить на другом («меня хотели уто­пить»). Совершенно неожиданно Печо­рин оказывается благодаря своему любо­пытству свидетелем странных занятий хозяев дома и решает найти разгадку. И это любопытство героя привело к ново­му, неожиданному сюжетному развитию новеллы. Начавшиеся было романтиче­ские отношения Печорина с ундиной, сви­дание в лодке приобрели совершенно нео­жиданное для читателя продолжение. Де­вушка попыталась устранить Печорина как свидетеля их занятий контрабандой. И возможность развития любовного сю­жета была полностью исключена. Особой остротой и напряженностью, характерной для новеллы, отличается сцена борьбы в лодке.

    Печорин разгадал тайну контрабандис­тов, но от этой разгадки ему стало груст­но — он разрушил жизнь честных контрабандистов. Концовка новеллы нам также представляется неожиданной, но вытекающей из логики характера ге­роя. Активно и настойчиво пытаясь уз­нать, чем занимаются Янко, ундина, сле­пой мальчик, он вдруг потерял интерес к их жизни и завершил записи фразой: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офи­церу, да еще с подорожной по казенной надобности!»

    Известнейший российский лингвист академик В. В. Виноградов, углубленно занимавшийся изучением языка и стиля художественных произведений, считал «Тамань» пограничным жанром «разбой­ничьей новеллы» и путевых заметок.

  15. Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?
  16. Печорин — человек противоречивый. Он смел, храбр, создает ситуацию риска. Он даже бравирует своей храбростью и ве­рой в рок. Он в Тамани оказался во власти неосознанного порыва и действовал им­пульсивно. Ему нужно было раскрыть тайну контрабандистов, и он в своем ри­ске идет на прямой разговор с ундиной и даже угрожает донести коменданту горо­да. Вместе с тем он не против завести и банальный роман с девушкой из просто­го люда и поступает доверчиво и неосмот­рительно. Принятые им меры безопас­ности оказываются слабыми и недейст­вующими. Однако Печорин сам понимает, что его роль в жизни людей, с которы­ми он встречается, большей частью отри­цательная. Окружающая жизнь в Тама­ни кажется ему скучной, неинтересной, и он начинает раскручивать опасную иг­ру, чтобы сделать эту жизнь ярче, ин­тереснее. Однако его намерения, дейст­вия — и он сам это понимает — по своему результату оказываются мелкими и нич­тожными. В этом суть противоречий характера умного, ироничного, одаренно­го, волевого, смелого и рискованного офицера Григория Александровича Печо­рина.

  17. Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь «честных контрабандистов»?
  18. Он сам сделал этот вывод после того, как услышал сцену прощания Янко со слепым мальчиком. Плакал слепой, ос­тавшийся без средств к существованию, печальна судьба оставленной старухи, должен искать новые пути зарабатывать средства на жизнь Янко.

  19. Произведение «Герой нашего времени» в ли­тературоведении считают реалистическим социаль­но-психологическим романом. Можно ли это ут­верждение целиком отнести к новелле «Тамань»? Какие социально-психологические проблемы в ней поставлены?
  20. «Тамань» в большей степени является новеллой, сочетающей в себе романтиче­ское и реалистическое начала. Одна из ведущих социально-психологических проб­лем всего романа, и «Тамани» в частнос­ти, это проблема нравственной ответ­ственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути, за свою судьбу. Другая проблема новеллы — жизнь «есте­ственного» человека и противоречие меж­ду миром «природных людей», в данном случае — контрабандистов, и людей циви­лизованного мира, которых представляет Печорин. Борьба этих двух начал в че­ловеке проявляется и в поведении Печо­рина, составляя его внутренние противо­речия.

  21. Найдите в тексте картины и сцены романтиче­ского и реалистического планов. Как они между со­бой связаны?
  22. В «Тамани» сталкиваются романтиче­ская и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукориз­ненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрас­судность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной. Но в этом и есть странность Печорина, что, несмотря на присущий ему здравый смысл, он не подчиняется ему полностью, выходит за рамки житейского благоразу­мия. Несмотря на полученные прозаиче­ские впечатления из истории с ундиной, все же для него, как и самого Лермонтова, реальный мир контрабандистов сохраня­ет некий романтический ореол как об­раз вольной, исполненной тревог и битв жизни.

    В романтическом ключе выписан мор­ской пейзаж, начало свидания в лодке. Однако борьба Печорина и ундины уже представляет реалистическую сцену с гру­быми деталями (схватил одной рукой за косу, другой — за горло). Сочетание ро­мантического и реалистического мы нахо­дим в сцене приглашения Печорина на ночное свидание. Тихо и безмолвно уст­ремленный на него взгляд вдруг показал­ся ему чудно-нежен, в старые годы подоб­ные взгляды играли его жизнью. Ее лицо выписано в стиле романтических повес­тей того времени, но уже воспринималось героем как комедия, которая стала ему надоедать. Стадия восприятия романтиче­ского в жизни Печорина, надо понимать, уже прошла. Но как только ундина обня­ла его и страстно поцеловала, то романти­ческое вновь возвращается к герою «со всей силой юношеской страсти». Эта кар­тина представляет собой кульминацию в столкновении романтизма и реализма в рамках новеллы. И Печорин постоянно мечется между этими двумя мирами.

    В новелле также есть сугубо реалисти­ческие образы, призванные создать социально-бытовой фон повествования. Это урядник, десятник, денщик. Последний появляется в самые напряженные, роман­тические моменты, чтобы, как справедли­во высказывается Б. Т. Удодов, своим земным, реальным обликом сдержать по­вествование и не дать ему сбиться на от­крытую романтику. Своей медлительно­стью и пассивностью он оттеняет беспо­койную натуру Печорина. Вспомним, как денщик «выполнил» наказ Печорина, данный ему перед уходом на свидание к ундине.

  23. Проследите, как сочетается реальное и роман­тическое в изображении девушки-контрабандистки (ундины). Материал с сайта //iEssay.ru

    В литературном портрете у Лермонтова сочетаются подробное описание внешнос­ти персонажа с его индивидуально-психологической характеристикой, что придает особую жизненную достоверность, убеди­тельность и глубину. По этому принципу создается и портрет ундины. Сначала в ее внешности выделяется нечто романтиче­ское. «Решительно я никогда такой жен­щины не видывал» — так приподнято начинает описание Печорин. Затем посте­пенно он начинает снижать романтиче­ское начало и наполнять портрет реалис­тическими деталями, даже с помощью весьма прозаического сравнения: «Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней много было породы… порода в жен­щинах, как в лошадях, великое дело… Она… в большей части изобличается в по­ступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки». Характер де­вушки (почему так по-разному воспри­нимает ее Печорин) построен на неожи­данной смене поступков, настроений, контрастов. Она также изменчива и не­уловима, как и ее жизнь, вольная, испол­ненная неожиданностей, в которой име­ются свои романтические глубины и про­заические заботы.

  24. В предисловии к роману заявлено, что ге­рой — это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Какие же типические для всего поколения черты показаны в поведении и личности Печорина в новелле «Та­мань»?
  25. Противоречивость натуры, жажда нео­бычных впечатлений, богатейшие умст­венные и физические возможности, сила воли и т. д., применяемые для достиже­ния малозначимых целей, легковесное от­ношение к любви.

  26. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла.
  27. Сочетание романтического и реалисти­ческого начал в новелле проявилось и в ее языке. Степенное и горько-ироническое начало и конец повести уступают место эмоционально-выразительной речи в кар­тинах и сценах романтического характе­ра. Лермонтов в этом случае обращается к инверсии, ставит эпитеты после опреде­ляемых слов. Есть и некоторое пародий­ное использование романтической лекси­ки, особенно когда Печорин вдруг воспри­нимает поведение девушки как комедию (трепетный разговор глаз, тусклая блед­ность и т. д.).

    Передача динамичности сцен достигает­ся сочетанием обилия глагольных форм. В той же сцене приглашения на свида­ние в море: вскочила, обвила, прозву­чал, потемнела, закружилось, сжал, скользнула — целая буря чувств, ощу­щений, отрывочных мыслей. А дальше утверждается проза жизни народной реп­ликой денщика: «Экой бес девка!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Лермонтов Михаил Юрьевич -