Ты хочешь знать, что делал я На воле?.. Жил. М. Ю. Лермонтов Лермонтовское время, то есть 30-е годы XIX века, называют 'тихим житьем', laqu
Тема: Мцыри

«Я знал одной лишь думы власть...» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?.. Жил.

М. Ю. Лермонтов

Лермонтовское время, то есть 30-е годы XIX века, называют «тихим житьем», «смирным временем». Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая непо­движность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуган­ное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инако­мыслие, слова «свобода» и «вольность» стали крамольными. Общество, из которого были вытравлены героический дух и вера в высокие идеалы свободы, скованное реак­цией, пропитанное пошлостью и страхом, представляло собой неприглядную карти­ну. Лермонтов вышел из этого общества, был тесно связан с ним, но оно не подавило его индивидуальности. Своей поэзией, беспокойной и мятежной, Лермонтов борется за человека, его достоинство, за право быть свободным.

Его любимый герой — это гордая и смелая, мятежная и протестующая личность, которая стремится к борьбе, к действию. Изображение такой личности является ос­новной темой его поэмы «Мцыри».

«Мцыри» — поэма с одним героем. Исповедь Мцыри — главная часть поэмы, в которой раскрывается духовный мир героя. Это юноша гордый, дикий, с «могучим духом его отцов». Он пуглив и бесстрашен, хрупок и болезнен, как «в тюрьме воспи­танный цветок». С детских лет он живет в монастыре, но помнит свой аул. Им владе­ет «одной лишь думы власть» — вернуться в тот мир «тревог и битв», «где люди вольны, как орлы».

Мцыри полон непреклонной воли к тому, чтобы найти свою потерянную родину. Его ничто не остановит: ни стихия, ни голод, ни встреча с диким зверем. Мцыри меч­тает о свободе, о воле. Только дни, проведенные за стенами монастыря, он считает настоящей жизнью. Юноша полон презрения к опасности и проявляет мужество, ко­гда встречает могучего барса — его «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы». Он го­ворит о себе с гордостью:

... я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Мцыри бежит навстречу неизвестности, в бурю, с которой «обняться был бы рад», потому что буря — это свобода, которая звала его вперед. Он «кричал и плакал, как дитя» от счастья, не было в его душе страха — только восторг.

Природа в понимании Мцыри — это воплощение воли, неисчерпаемой силы и кра­соты — всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, «в душных кельях» монахов и к чему так сильно и пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Ти­хое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой. Картина, открывшаяся пе­ред ним, захватывает его, зовет к слиянию с природой:

...снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.

Ярко раскрывает характер непокорного Мцыри метафора «пламень». Этот пла­мень жил в его груди с юных лет. Он дает себе клятву: свою «пылающую грудь при­жать с тоской к груди родной». При встрече с барсом сердце юноши «зажглось жаж­дою борьбы». Общение с природой помогает Мцыри, облегчает его гнетущее чувство тоски по родине. Рассказывая о своем душевном состоянии, он прибегает к сравнени­ям: деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». Кажется, что ему понятен язык потока, который «шу­мел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился».

Мцыри потерпел неудачу, он не смог достичь своей цели — найти родину, своих родных. «На мне печать свою тюрьма оставила», — так он объясняет причину своей неудачи. Но дух его не сломлен. С тоской прощается он с жизнью, но последние мыс­ли юноши о родине, он просит похоронить его в том месте сада, откуда виден Кавказ: «Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет». Материал с сайта //iEssay.ru

Однако трагически бесплодные результаты борьбы, которую ведет Мцыри, и ожи­дающая его гибель не лишают поэму жизнеутверждающего героического смысла. Мцы­ри ни на минуту не отступает от своей мечты увидеть родину, борется, пока может бороться, и перед смертью продолжает думать о своей родине. Он умирает, потому что не может смириться с жизнью в монастыре.

Современниками М. Ю. Лермонтова образ Мцыри воспринимался как призыв к свободе. Образ томящегося в неволе юноши, оставаясь реальным, являлся символом современного Лермонтову человека, переживающего ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении. Монастырь, ставший для Мцыри «тюрьмой» и «пленом», осмыс­ливается как символ общества, в котором отсутствует свобода. В образе родной стороны, который неотступно преследует Мцыри, заключается не только мысли пленного юноши о его родине, но и представление об идеале — о прекрасной, гармонической и пока еще недоступной людям жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • я знал одной лишь думы власть кратко содержание
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Лермонтов Михаил Юрьевич «Я мало жил и жил в плену». Образ Мцыри