Пейзаж и его роль в повести «Тамань» (по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова)
В романе описана кавказская природа. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска («Княжна Мери»).
Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью, и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, о гудении метели в снежных горах, о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации».
Писатель рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утесов», и «звездную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на темно-синих волнах моря».
Путем искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создает определенную настроенность. Таково, например, описание моря в начале повести «Тамань»: «Меж тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». Этот пейзаж уже подбором деталей: луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль, — создает ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревожное настроение.
Пейзаж в романе нигде не дается как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он выполняет различную роль. То описывается место действия, то пейзаж привлекается для лирической передачи оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевного настроения. Материал с сайта //iEssay.ru
Когда Печорин едет на место дуэли, его перед лицом грозящей опасности охватывает жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня, — пишет он, — на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым. Лучи его меня не грели». Такой представляется природа Печорину в тяжелом душевном состоянии.