Печорин и Грушницкий (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») (Первый вариант)
Я его также не люблю: я чувствую, что мы
когда-нибудь с ним столкнемся на узкой
дороге, и одному из нас несдобровать.
М. Лермонтов. Герой нашего времени
Как много приемов использует М. Ю. Лермонтов, чтобы ярче и многостороннее осветить образ главного героя своего романа — Печорина! Мы узнаем о Печорине со слов людей, длительное время общавшихся с ним, наслышанных о нем, читаем его дневник. И все же нигде человек не раскрывается так полно и многогранно, как в общении с другими людьми.
Попадая в Пятигорск, Печорин встречается с Грушницким, фигура которого выделяется даже среди «московских франтов» и «блестящих адъютантов». Конфликт Печорина с Грушницким является в романе одним из главных, поскольку Грушницкий здесь воплощает мир, против которого главный герой восстает всей душой и сердцем.
Грушницкий в романе — прямой антипод Печорина и даже пародия на него. Желанию произвести эффект, позированию Грушницкого Лермонтов противопоставил подлинную глубину и силу мечты и горечи разочарования своего главного героя. Играя в разочарование, стремясь привлечь к себе внимание, Грушницкий во многом старается подражать Печорину, завидуя ему и в глубине души даже ненавидя за внутреннее превосходство. Печорин же вначале относится к Грушницкому с иронией, поскольку тот скорее смешон и жалок в своих попытках играть «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», чем страшен и опасен. Тонкий психолог человеческого сердца, Печорин быстро и легко разгадал внутреннюю сущность Грушницкого: он «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Однако это упрек не за недостаток самоотверженности и любви к людям, чего был лишен и сам Печорин, а за игнорирование объективной правды реальности. Грушницкий никогда не слышит собеседника, даже если с ним «беседует». Грушницкий оторван от действительности, он видит вокруг только то, что ему хочется, поэтому зачастую не может критически оценить собственные поступки или не умеет разобраться даже в простейших жизненных ситуациях.
Невозможность воплотить в жизнь глубокие, сильные, реальные стремления и в то же время постоянное недовольство собой делают фигуру Печорина трагической. У Грушницкого же мы наблюдаем отсутствие убеждений, внутреннюю пустоту, мелкость души и мыслей, что приводит его к позерству и непреодолимому, мелочному самолюбию, в результате чего он способен на совершение подлых и низких поступков.
Печорину, несмотря на его убежденность в неспособности к «благородным порывам», свойственны и глубокие, великодушные, подлинно человеческие движения. Так, случайно подслушав предложение капитана довести его, Печорина, до вызова на дуэль, якобы чтобы проверить его храбрость, но не заряжать пистолет, Печорин «с трепетом ждал ответа Грушницкого... Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею». Это же страстное желание поверить в человека, убедиться, что он не способен на подлость, появляется у Печорина и во время дуэли, ведь он готов все забыть и простить противнику и низость, и мелкое самолюбие, и трусость, если он признается в своем подлом поступке. Однако стремление «играть роль» в Грушницком выше честности, и он стреляет в Печорина, умышленно обезоруженного капитаном, не положившим пуль в его пистолет, нагло ожидая ответного — холостого — выстрела. Материал с сайта //iEssay.ru
В своем романе «Герой нашего времени» в образах Печорина и Грушницкого М. Ю Лермонтов запечатлел вполне типичные для русской жизни 30-х годов характеры, сложившиеся в обществе в период реакции после разгрома восстания декабристов. В образе Печорина отображены люди, страстно пытающиеся найти свое место в жизни, критично и объективно оценивающие свои поступки и действия, способные анализировать окружающую действительность, но не находящие ответов на свои вопросы, не сумевшие определить цели собственной жизни. Рядом с такими неординарными натурами процветает в своем безмятежном существовании серость и посредственность, люди, стремящиеся играть чужую роль, говорить чужими словами, жить чужой жизнью, — такие, как Грушницкий.