Характеристика Бэлы (по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова)
Лермонтов мастерски рисует портрет горянки Бэлы: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
Выразительность, выпуклость образа достигается повторением одной и той же существенной детали.
В портрете Бэлы автор обращает внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила ее чувства.
Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Ее любовь — не инстинктивное влечение, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам. Она хочет, чтобы за ней признавали право свободного выбора. «Я не раба его, — гордо бросает Бэла». «Да, — писал Белинский о ней, — это была одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся нескоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе...».
Раскрывая силу чувства, глубину переживаний Бэлы, Лермонтов не заставляет героиню произносить пространные монологи и высказывать сокровенные мысли. Лирические излияния более свойственны романтическим героям. О борьбе противоречивых чувств, о смене настроений Бэлы читатель догадывается, наблюдая за ее поступками и вслушиваясь в ее скупые реплики. Материал с сайта //iEssay.ru
Когда Печорин охладел «к этой бедной девочке», она заметно начала «сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь ее: «О чем ты вздохнула, Бэла? Ты печальна?» — «Нет!» — «Тебе чего-нибудь хочется?» — «Нет!» — «Ты тоскуешь по родным?» — «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» и «нет», от нее ничего больше не добьешься», — рассказывал Максим Максимыч.
Потускневшие глаза, осунувшееся личико, весь облик страдающей Бэлы, кроткой и трогательно печальной, вызывает сочувствие.