Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонт
Тема: Общие темы

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова мы видим движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэтических произведениях М. Лермонтов проявлял интерес к личности — незаурядной, ищущей, вольнолюбивой, а поэтому одинокой, неустроенной и трагически несчастной. Личности духовно богатой, желающей определить свое место в современном ему мире.

В литературу Лермонтов не вошел, а ворвался — своим стихотворением-выстрелом, стихотворением-обвинением. Речь идет о стихотворении «Смерть Поэта» (1837). Оно сразу же определило и место Лермонтова в литературе, и его позицию в обществе. Лермонтову было не по дороге с теми, в ком он видел палачей «Свободы, Гения и Славы», хотя он понимал, что пред ними «суд и правда — все молчи!» и что на их стороне закон силы и власти. Для себя поэт выбирает позицию по другую сторону. Средством протеста, орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выбирает Слово. Это Слово он сравнивает с острым кинжалом («Кинжал»), Судьба поэта, его предназначение становятся одной из ведущих тем творчества Лермонтова.

Мотив протеста, отрицания и лицемерных законов общества звучал еще в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829):

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край... моя отчизна!

Позже, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1840) поэт называет Россию «страной рабов, страной господ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником, которого никто не понимает («Никто моим словам не внемлет... я один»).

Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строчках безысходности:

И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно
Желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!

Однако чаще она находила выход в стихотворениях, передающих стремление к борьбе, к поиску неизведанного («Парус»), выражающих чувство внутренней свободы:

Мы вольные птицы.
Пора, брат, пора.
(«Узник», 1837)

Почему же поэту одиноко? Современники Лермонтова пишут о сложности его характера, о меткости и язвительности его шуток, о его бурной светской жизни. Казалось бы, у него было все: богатство, положение в свете, репутация, друзья, женщины, успех. Но именно поэтому Лермонтов хорошо знал истинное лицо светского общества — недоброжелательное, лицемерное, часто жестокое. О бездуховности общества, маскарадности высшего света его стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Этой толпе ему хочется дерзко бросить в глаза «железный стих, облитый горечью и злостью!..»

Лермонтов был человеком талантливым во многих областях. Благодаря поэтическому дару, как и большинство поэтов, считал себя человеком, избранным судьбой. Мотивы избранности, ощущения внутреннего родства с трагическими судьбами великих людей звучат во многих стихотворениях, написанных в разные годы:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

В стихотворении «Пророк» (1841) поэт говорит, что «вечный судия мне дал всеведенье пророка», то есть поэтический дар, и с тех пор он, гонимый всеми, обречен жить в одиночестве. Действительно, «нет пророка в своем отечестве» и лишь после смерти Лермонтова русская литература осознала невосполнимость потери.

Поколение Лермонтова жило в эпоху, которую принято называть безвременьем: после поражения восстания декабристов и расправы над его участниками начались гонения на малейшее проявление свободомыслия. Мыслящие молодые люди, пораженные скептицизмом и безверием, бездействовали «под бременем познанья и сомненья» и до времени «старились». Поэт размышляет о судьбе своего поколения, с сожалением пишет о том, что оно не оставит после себя сколько-нибудь заметного следа в истории, считает, что его будущее «иль пусто, иль темно» («Дума», 1838).

Не видя будущего, Лермонтов обращает свой взор к отечественной истории. В образах прошлого он ищет идеал и жизненную опору. Поэт восхищается героями сражения под Бородино в Отечественной войне 1812 года («Бородино»).

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Любовью к России, к отчизне проникнуто стихотворение «Родина». Это одно из самых значительных произведений русской лирики XIX века. Его непосредственная тема — даже не сама любовь к родине, а размышления о «странности» этой любви. Поэт холоден к тому, что всегда составляло предмет поэтического воодушевления. «Не шевелят» в нем «отрадного мечтанья» ни слава России («купленная кровью»), ни «заветные преданья» русской старины. Он любит «разливы рек ее, подобные морям», безбрежные леса, «дымок спаленной жнивы», крестьянские избы с резными ставнями окон — все то, что дорого сердцу русского человека и что составляет приметы России народной. Материал с сайта //iEssay.ru

Лермонтов обращается к природе как к одухотворенной красоте, как к источнику духовных сил и душевного покоя. Об этом стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (1837). Но в образах природы поэт часто передает трагизм жизни («Тучи»), тончайшие движения человеческой души («На севере диком») и философские размышления («Выхожу один я на дорогу»). Поэт восхищается не только русской природой, но и природой Кавказа, которую он полюбил с детства, когда бабушка привозила его на лечение («Кавказ», «Дары Терека»).

Близка и дорога Лермонтову тема любви и дружбы. Для поэта любовь — широкое понятие. Это и любовь к родной земле («Родина»), и любовь к отцу («Ужасная судьба отца и сына...»), и страстная любовь к женщине («Нет, не тебя так пылко я люблю...», «А. О. Смирновой» и др.).

Но даже в стихах о любви всегда есть незабываемая лермонтовская ирония и лермонтовская печаль.

Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Или:

Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...

Творческий путь Лермонтова продолжался немногим более десяти лет. Но за это короткое время он успел сказать неповторимое слово в русской поэзии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru