Биографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия.
Тема: Общие темы

Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова (План-сочинение)

Биографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Так М. А. Ло­пухиной он писал: «…Мой лучший родственник — я сам». Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова заявлял о себе в стихотворениях самой разной тематики, его звучание с годами только усиливалось. Философское осмысление жизни и своего места в ней приводило поэта к осознанию трагичности мира. Лирический герой Лермонтова остро и болезненно переживает отчужденность, особенно трагично начинает звучать тема «одиночества в толпе».

Своеобразие внутреннего мира лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова. Неудовлетворенность собой, обманчи­вость мечты, разочарованность заставляют лирического ге­роя М. Ю. Лермонтова размышлять в стихотворении «Оди­ночество» (1830) о смерти как о возможном избавлении от переживаний:

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны…

Мотив одиночества особенно часто звучит в стихотво­рениях зрелого периода творчества, когда все чаще заяв­ляют о себе философские темы. Все поэтические произ­ведения объединяет глубокое страдание лирического героя от невозможности преодолеть вынужденное одино­чество.

«Гляжу на будущность с боязнью…» (1838). Душа лирического героя устала от пережитого, в ней царит тьма и холод, но даже безрадостная картина настоящего не может поколебать жела­ния найти понимание среди людей:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной…

«И скучно и грустно» (1840). Стихотворение отразило ут­рату веры и надежды в любовь, дружбу, собственное высокое предназначение — все болезни, столь характерные для пред­ставителей 30-х гг. Итог прожитого неутешителен:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…

«Выхожу один я на дорогу…» (1841) — состояние внут­реннего мира лирического героя, отделенного от всего су­щего, противопоставляется миру внешнему. Границы про­странства расширяются до размеров Вселенной, отчего че­ловек в этом огромном мире испытывает одиночество особенно остро:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Гармония и покой мира не доступны герою, душу которо­го разрывают внутренние противоречия и тоска отчаяния. В этом стихотворении отмечается еще один мотив лирики М. Ю. Лермонтова, тесно связанный с мотивом одиночест­ва, — это мотив странничества. Лирический герой определя­ет себя как человека ищущего, находящегося в вечном пути, везде и для всех являющегося чужим. Тему одиночества и поиска родной земли, своего пристанища развивает и хрес­томатийное стихотворение «Листок» (1841). Особенная драматичность в стихотворении создается антитезой обра­зов молодой зеленой чинары и засохшего дубового листка. В мире счастливых и довольных собой нет места «ищущим бури» странникам:

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы».

Образ листка, выросшего и созревшего в «отчизне суро­вой», наполняется метафорическим смыслом.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840). В основу стихотворения легли впечатления поэта, полученные им на новогоднем балу в Дворянском собрании Петербурга, однако размышления автора выходят за рамки конкретного случая и получают обобщенное звучание. Толпа «образов бездушных людей» в светском обществе враждебна к лирическому ге­рою, потому мотив одиночества, непонятости становится центральным. Фальшь и лицемерие скрывают пустоту, в ко­торой задыхается герой, ведущий исповедь. Мечта поэта, раскрывающаяся во второй части стихотворения, сталкива­ясь с действительностью, остается лишь несбыточным жела­нием. Стихотворение сочетает в себе черты элегии и сатиры, романтического и реалистического произведения. Материал с сайта //iEssay.ru

Тема поэта и его предназначения в жизни в лирике М. Ю. Лермонтова также часто реализует мотив одиночест­ва, что связано с избранностью художника, его тяжкой участью борца. В стихотворении «Смерть поэта» (1837) ав­тор говорит о гибели «светоча, дивного гения», в смерти ко­торого Лермонтов обвиняет «свет завистливый и душный»:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Стремление найти родственную душу звучит и в любов­ной лирике М. Ю. Лермонтова. Но и здесь герой сталкивает­ся с иллюзорностью или быстротечностью чувства. Безыс­ходной грустью проникнута любовная лирика поэта, одним из центральных мотивов которой также становятся одиноче­ство и тоска.

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
«К*» (1832)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Мое любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова Лермонтов Михаил Юрьевич Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Второй вариант)