'Как часто, пестрою толпою окружен...'. В основе этого стихотворения лежит реальный факт. Лермонтов присутствовал на маскарадном балу в Бл
Тема: Общие темы

Сравнительный анализ стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен... » и «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова

«Как часто, пестрою толпою окружен...». В основе этого стихотво­рения лежит реальный факт. Лермонтов присутствовал на маскарадном балу в Благородном собрании под новый, 1840, год. И. С. Тургенев вспо­минает, что поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, — продолжает Тургенев, — что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки...

На балу произошло столкновение поэта с дамой из царской семьи, что явилось лишним поводом для написания стихотворения «Как часто, пест­рою толпою окружен...».

Как и в стихотворении «Смерть поэта», сатирические мотивы здесь со­седствуют с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные лю­дей». Поэту чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, от­дохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой серд­цу «недавней старине». Сатира уступает место элегии.

Лермонтову дороги родные тархановские места: «...сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», село и «туманы над полями». Когда-то здесь поэт думал «об ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня...».

Уход от тягостной современности в прекрасное прошлое — тема в русской поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов. В отличие от них, склонных идеализировать прошлое, Лермонтов был убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью к «недавней старине». Приятные мечты о прошлом — обман, точнее, самообман («опом­нившись, обман я узнаю») и не рассеют «бурю тягостных сомнений и стра­стей». Лермонтов — борец. Его жалобы на современную жизнь переходят в решительный протест: Материал с сайта //iEssay.ru

О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Читателей пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: неприязнь к «бездушным людям», мечта о безмятежной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из завистливого и душного» светского общества. Сознание своей обреченности поэт подчеркивает кольцевой, замкнутой композицией произведения: в конце стихотворения, опомнившись, вновь видит ненавистную «пеструю толпу».

Эмоциональность поэта и делает стихотворение подлинно лирическим, вызывает ответное душевное движение у читателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Лермонтов Михаил Юрьевич -