Стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведе
Тема: Когда волнуется желтеющая нива...

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Стихотворение носит элегический и в то же время философ­ский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гар­мония в природе. В произведении изображён не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявле­ний природы в разное время года: для весны это — «ландыш се­ребристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива». Поэт словно собирает в сти­хотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами жел­теющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром («утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».

Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, кото­рые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, ро­зовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт сту­дёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в ка- кой-то смутный сон».

Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожида­ем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, сми­рить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.

Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «по­гружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу: Материал с сайта //iEssay.ru

...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...

На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихо­творение, показывая читателю, что именно в этой строке заклю­чён главный смысл произведения.

Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную...»), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...» дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Лермонтов Михаил Юрьевич -