Лермонтов 'бичевал' не только людей 'завистливого и душного' света, но и часть дворянской интеллигенции, не способную служить общес
Тема: Дума

Анализ стихотворения «Дума» М. Ю. Лермонтова

Лермонтов «бичевал» не только людей «завистливого и душного» света, но и часть дворянской интеллигенции, не способную служить обществу. «Дума» — поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная.

Стихотворение написано ямбом, по большей части шестистопным (« Пе­чально я гляжу на наше поколенье!»). Этот размер придает стиху плав­ность, некоторую задумчивость, неторопливость, что соответствует харак­теру раздумья. Но в тексте встречаются и пятистопные, и четырехстопные стихи. Пятистопный ямб:

Мы лучший сок навеки извлекли...

Четырехстопный ямб:

Как пир на празднике чужом.

При внимательном и правильном чтении нетрудно заметить, что уко­роченные пятистопные и четырехстопные стихи произносятся более энер­гично и резко. На них падает смысловое ударение.

Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостиший высказано общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается мысль, высказанная в начале «Думы». Поэта огорчает, что многие его сов­ременники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь идет об отно­шении к идейному наследию декабристов. Мы помним, что Лермонтов встречался со ссыльными дворянскими революционерами на Кавказе и со многими из них разошелся в оценке деятельности самих декабристов и по­литики правительства Николая I.

Некоторые участники восстания на Сенатской площади, измученные каторгой, ссылкой и солдатчиной, примирились с самодержавием, при­знали революционную борьбу бесполезной.

Эти настроения части декабристов Лермонтов и называет «поздним их умом».

Поэт убежден в том, что свобода не приходит сама собой: за нее борются, страдают, идут на каторгу и гордо умирают. Лермонтов не может прими­риться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняют головы перед тем­ными силами реакции:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно равнодушны
И перед властию — презренные рабы.

Бессмысленны и занятия наукой, если добытые знания не переходят в непосредственное действие на благо общества:

Мы иссушили ум наукою бесплодной...

При моральном упадке, равнодушии ко всему окружающему не вдохно­вляет и искусство:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят...

С тревогой и болью поэт говорит о том, что у его современников — обра­зованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Поэтому:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны на труд и на подвиг. Стихотворение за­канчивается убийственным выводом, подготовленным и оправданным всем ходом авторских рассуждений и оценок: Материал с сайта //iEssay.ru

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Разобщенные и не в ладу с собой, люди 30-х годов составляют «угрюмую толпу». Поэт одновременно негодует и грустит. «Дума» — это и сатира, и элегия. Автор говорит от лица той прогрессивной интеллигенции, которая не хочет мириться с николаевским режимом, но ничего не может предпри­нять в эти тяжелые, мрачные годы. Вот почему Лермонтов употребляет местоимение «мы»: «Богаты мы... ошибками отцов» и т. д. Это принци­пиальный разговор поэта и с самим собой. «Дума» — не только осуждение. Это и призыв к активной деятельности, к пробуждению гражданской со­вести у поколения, старящегося в бездействии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Лермонтов Михаил Юрьевич -