«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К. Г. Паустовский) (по повести «Олеся» А. И. Куприна)
Что такое любовь? Очень трудно ответить на этот вечный вопрос. Библия утверждает, что у любви нет препятствий, что над всем она торжествует. Во все века люди размышляли на тему любви, в том числе ученые, философы, писатели, композиторы. Одни называют любовью цель и смысл жизни, другие тайну, высочайшую радость. А кто-то говорит, что она — боль, страдание. Действительно, у любви множество оттенков, и в каждом из них — свой свет, свое счастье, своя печаль, свой смысл. Есть любовь к Отечеству, к матери, природе, делу. А есть любовь мужчины и женщины. Уникальнейшее свойство любви в том, что она может многое дать тому, кто ее испытывает. Можно ли человеку прожить без любви? Конечно же, нельзя! «Всё начинается с любви!» Любовь — высшая ценность человеческой жизни. Любовь — это и самоотверженность, и счастье, и отчаяние, п о и боль разлуки, и радость встречи. Любовь — это то, что делает человека человеком. Вот почему тема любви — вечная тема.
В русской литературе, в частности, в русской прозе тема любви представлена широко. Эта тема раскрывается и в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся». Повесть написана в 1898 г., на рубеже XIX и XX вв. Почему для раскрытия темы любви в русской прозе XIX в. я выбрала именно >ту повесть? В «Олесе», как мне кажется, тема любви звучит не только сильно, но и особенно.
Главная героиня произведения, девушка Олеся, живет со своей бабушкой Мануйлихой вдали от людей в лесах Полесья. Очень поэтично изображение природы в повести.
Олеся — «…высокая брюнетка, лет около двадцати-двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обпивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Олеся не знает, что такое цивилизация, время для нее как бы остановилось. Она искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Девушка чужда всяких светских условностей, она естественна и романтична. Материал с сайта //iEssay.ru
А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Их первая встреча произошла весной, когда «воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни»; когда «…вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий…» В эти весенние дни образ Олеси не выходит из головы Ивана Тимофеевича, от лица которого ведется повествование. От встречи к встрече нарастает в сердцах героев искренняя привязанность друг к другу. Олеся поражает рассказчика своею простотой, непосредственностью, своими «колдовскими» способностями (останавливает кровь, заставляет упасть и другое). Богат духовный мир героини Куприна. «Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также ее цельная, самобытная, свободная, натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины». Любовь, вспыхнувшая между героями, чиста, романтична, но не безмятежна, а проводит их через тяжкие испытания (сцена в церкви, разлука). Любовь к Олесе становится переломным моментом в истории Ивана Тимофеевича. В начале произведения он сосредоточен на своем «я», но потом, постепенно, ему хочется «быть вместе» с Олесей. Сначала герой испытывает к Олесе смутное влечение, но затем его чувство растет, он преображается. Именно об этом свойстве любви писал Ф. М. Достоевский: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». Перерождению Ивана Тимофеевича способствует и прекрасная природа, на фоне которой развиваются события. Но на пути к счастью героев стоят разница в общественном положении и воспитании, слабохарактерность героя и трагическое предсказание Олеси. Чуткая, восприимчивая Олеся сразу улавливает слабость Ивана Тимофеевича и говорит ему: «…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы не господин… Жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете». И, действительно, она, беззаветно его любившая, по его капризу идет в церковь и тем самым чуть не губит себя. Эта женщина из тех, которые пожертвуют собой ради любимого. Умение любить самоотверженно, до самозабвения — богатство Олесиной натуры, цельной, искренней, романтичной, не терпящей фальши и полагающейся в оценке людей только на свои эмоции. Именно этим и привлекает меня образ Олеси. Любовь Олеси — величайший дар, который был послан Ивану Тимофеевичу судьбой, но которым он не сумел воспользоваться в силу своей слабости и эгоизма. Олеся уже изначально понимает трагичность исхода их отношений, но дарит себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
Подлинный смысл любви, по мнению Куприна, в стремлении отдать избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Любовь — это презрение к страданиям и даже к смерти ради, любимого человека. Об этом же и у И. С. Тургенева: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». «Земного счастья верх: любовь» (Катенин П. А.). И пока на Земле будет жив хоть один человек, на Земле будет жить любовь, а писатели будут воспевать это прекрасное чувство.
Предыдущее | Ещё по теме: | Следующее |
---|---|---|
- | Куприн Александр Иванович | Было ли будущее у любви Олеси и Ивана Тимофеевича? (Второй вариант) |