Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это бла
Тема: Два мальчика

Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Два мальчика»

  1. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?
  2. Басня осуждает эгоизм, стремление ис­пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад­ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
  3. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши­те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо­бретательность, сообразительность, ловкость, со­вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за­ботливость, доброта, рассудительность, доверчи­вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню­ши, какие — Феди? Попробуйте доказать правиль­ность своего выбора.
  4. Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта­нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви­дим, что он изобретателен и находчив, ре­шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня­ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то­варищ, без которого он не смог бы полу­чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

    Сенюша пострадал от жадности и пред­приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до­верчивый, наивный и нерешительный Се­нюша вызывает нашу симпатию, а хит­рый Федя перестает нам нравиться.

  5. Придумайте рассказы о том, как мальчики со­бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
  6. Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш­танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда­лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.

  7. Как вы думаете, какой диалог мог бы про­изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
  8. Можно выбрать один из вариантов отве­та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно­класснику свою обиду. Ученики чаще вы­бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те кашта­ны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».

  9. Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
  10. Рифмы в этой басне расположены за­тейливо. Проследите за тем, как это сде­лано в первой и второй строфах:

    «………………………как баранов,
      …………………………….в класс,
      …………………………..каштанов!»
      ………………………….не про нас!
      ……………………………недалеко.
      ……………………………..высоко:
    ……………………………… влезть
     …………………………..не есть!»
    …………………………..догадка!
     …………………………..ухватка.
     ………………………….погоди!
     ………………………..подсади.
     ………………………..умудримся
     ………………………..наедимся».

    В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес­тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал­лельная рифмовка.

    Во второй строфе строки рифмуются па­раллельно (первая и вторая, третья и чет­вертая, пятая и шестая).

    Но дальше рифмы опять расположены по-иному.

    …………………………………. ног,
    …………………………принялся,
    ………………………….обливался,
    ……………………………….. помог.

    Это рифмовка опоясывающая.

    Дальше рифмы расположены так:

    ………………………….приволье:
    ………………………..раздолье!
    ………………………….не съесть,
    …………………………..перечесть!
    ………………………….поживиться,
    ………………………….поделиться.

    Опять параллельная рифмовка.

    Далее такое расположение рифм: Материал с сайта //iEssay.ru

    ………………………………..мал:
    …………………………………губки;
    ……………………………….убирал,
    …………………………..скорлупки.

    В этой строфе рифмы расположены пе­рекрестно.

    В последней строфе рифмовка парал­лельная:

     …………………………….на свете я,
    …………………………………друзья
    ………………………………помогали,
    ……………………………….не видали.
  11. Прочтите вновь басню И. А. Крылова «Два мальчика». Как поступки характеризуют Сеню и Фе­дю? Нет ли противоречия между речью и поступка­ми Феди? Ответ аргументируйте.
  12. Федя быстро придумал поход за кашта­нами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но ког­да он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в оди­ночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще пло­хой товарищ. Сеня же так и не попробо­вал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Крылов Иван Андреевич -