Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Два мальчика»
- Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
- Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, совестливость, жадность, хитрость, беспечность, заботливость, доброта, рассудительность, доверчивость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сенюши, какие — Феди? Попробуйте доказать правильность своего выбора.
- Придумайте рассказы о том, как мальчики собирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
- Как вы думаете, какой диалог мог бы произойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
- Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
- Прочтите вновь басню И. А. Крылова «Два мальчика». Как поступки характеризуют Сеню и Федю? Нет ли противоречия между речью и поступками Феди? Ответ аргументируйте.
Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе каштанов. Придумал эту затею Федя. Мы видим, что он изобретателен и находчив, решителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меняется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен товарищ, без которого он не смог бы получить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.
Сенюша пострадал от жадности и предприимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, доверчивый, наивный и нерешительный Сенюша вызывает нашу симпатию, а хитрый Федя перестает нам нравиться.
Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каштанов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не удалось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.
Можно выбрать один из вариантов ответа. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал однокласснику свою обиду. Ученики чаще выбирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те каштаны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».
Рифмы в этой басне расположены затейливо. Проследите за тем, как это сделано в первой и второй строфах:
«………………………как баранов, …………………………….в класс, …………………………..каштанов!» ………………………….не про нас! ……………………………недалеко. ……………………………..высоко:……………………………… влезть …………………………..не есть!»…………………………..догадка! …………………………..ухватка. ………………………….погоди! ………………………..подсади. ………………………..умудримся ………………………..наедимся».В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шестая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем параллельная рифмовка.
Во второй строфе строки рифмуются параллельно (первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая).
Но дальше рифмы опять расположены по-иному.
…………………………………. ног,…………………………принялся,………………………….обливался,……………………………….. помог.Это рифмовка опоясывающая.
Дальше рифмы расположены так:
………………………….приволье:………………………..раздолье!………………………….не съесть,…………………………..перечесть!………………………….поживиться,………………………….поделиться.Опять параллельная рифмовка.
Далее такое расположение рифм: Материал с сайта //iEssay.ru
………………………………..мал:…………………………………губки;……………………………….убирал,…………………………..скорлупки.В этой строфе рифмы расположены перекрестно.
В последней строфе рифмовка параллельная:
…………………………….на свете я,…………………………………друзья………………………………помогали,……………………………….не видали.Федя быстро придумал поход за каштанами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но когда он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в одиночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще плохой товарищ. Сеня же так и не попробовал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.