Вопросы и ответы к рассказу Ф. А. Искандера «Детство Чика»
- Попробуйте рассказать о том, как школьники готовили инсценировку сказки Пушкина. Что вы узнали о реквизите, подборе исполнителей, репетициях, ходе представления, финале общих трудов актеров?
- Удалось ли Искандеру помочь вам вспомнить и свои опыты инсценировок классических произведений в школе? Если у вас есть такие воспоминания, расскажите о них.
- Расскажите, каким вы представляете себе Чика. Для этого нужно прочесть все рассказы книги «Детство Чика».
- Американская и английская литература знает много книг о различных событиях жизни легендарного короля Артура и его рыцарей. В школах ряда стран произведения изучаются, а так как в них много интересных событий и захватывающих диалогов, их часто инсценируют. Познакомьтесь с отрывками из повести Бруса Таркинтона, рассказывающей об одной такой инсценировке, и расскажите историю создания театрального костюма героя.
- Как имя героя повести Фазиля Искандера Чик позволяет утвердиться в мысли о симпатии автора к своему герою?
В главе из произведения «Детство Чика», которая называется «Чик и Пушкин», очень интересно и подробно рассказывается о том, как школьники со своим учителем Евгением Дмитриевичем решили поставить «Сказку о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Рассказ об этой постановке дается очень подробный, и мы узнаем во всех деталях, как происходил отбор актеров на роли в сказке, как шли репетиции, как приходилось заменять тех, у кого роль не очень удавалась, и как, наконец, сам рассказчик с главной роли перебрался на самую последнюю — роль задних ног и хвоста лошади. Но самое интересное, что именно в этой роли он осознал, что такое общая удача, что такое радость от хорошо завершенного общего дела. Поэтому после постановки «волна бодрящей благодарности омыла душу Чика».
Рассказ «Пушкин и Чик» написан очень живо и заставляет вспомнить то, что когда-то ставили вы сами или ваши друзья. Но он заставляет вспомнить и о тех постановках, о которых мы мечтали, но которые не удалось осуществить. Поэтому многие ученики рассказывают, отвечая на этот вопрос, как и что они хотели бы поставить на сцене, но пока не воплотили в практике. В результате получается рассказ о возможной постановке.
Одни хотят поставить на сцене уже существующую пьесу, другие — создать инсценировку по интересному прозаическому произведению. Некоторые предлагают вполне практичные и реальные решения. Так, в одном из классов для такой самодеятельной сценки использовался диалог героя и гардемарина из «Повести о жизни» К. Г. Паустовского. При этом делалась запись по всем правилам оформления пьесы.
Счастливая встреча
Действующие лицаГеоргий — ученик киевской гимназии.Гардемарин с корвета «Азимут».Явление первое
Гардемарин (насмешливо). Мальчик, почему вы тащитесь за мной на буксире?
Георгий (молчит).
Гардемарин. Все ясно: он мечтает быть моряком…
Предлагаем продолжить запись.
В книге о детстве Чика автор с нежностью вспоминает о том мальчике, который рос в таинственном городе Мухусе. И юные читатели обычно догадываются, что такой город есть — стоит только переставить буквы, и получится Сухум. Они быстро догадываются и о том, как возникло имя героя: мальчик.
Рассказы о Чике создают атмосферу веселой шутки и радостного ощущения от встречи со знакомым и милым человеком. Мы узнаем, о том, как он рос, как сидел на вершине груши — на своем любимом месте, как шла учеба, какие были игры, какие наблюдения за тем, что совершалось вокруг.
Бывает, что ученики начинают добавлять в свой рассказ о Чике какие-то эпизоды из своей жизни. Ничего плохого в этом нет. Это только значит, что рассказчик очень хорошо освоился в жизни своего ровесника Чика.
Вот как облачали героя в костюм рыцаря. «Его раздели до нижнего белья и велели тщательно вымыться. Потом они задрапировали его ноги в шелковые чулки, которые когда-то были синими, но после многих лет носки стали почти белоснежные. Водруженные на ноги Пенрода, они, кроме того, обращали внимание своей шириной… Материал с сайта //iEssay.ru
Верхнюю часть Пенрода поместили вообще в одеяние столь странное, что ему трудно подобрать название… И корсаж когда-то лососинового, а ныне невыразимого цвета был водружен на торс юного сэра Ланселота.
Однако как ни старался старый корсаж, он все же не смог целиком выполнить свою задачу. Прикрыв плечи, грудь и спину юного рыцаря, он все же не доставал до чулок, и посредине сиятельного сэра Ланселота образовался довольно значительный и слишком средневековый пробел… (пробел был заполнен панталонами)».
Попробуйте пофантазировать дальше по поводу костюма рыцаря Ланселота и его вооружения.
Способ, которым автор создал имя своего героя, показывает, с какой нежностью взрослый писатель вспоминает свои детские годы. Автобиографическое произведение всегда передает доброе чувство автора к своему герою.